Рупор читателя


Здравствуйте, люди. Вот я и побывал на выставке Российский High-End, что прошла в апреле в Москве. До этого я также съездил на Hi-Fi Show, что была в Софителе, тоже в Москве. Я стараюсь быть в курсе дел, творящихся в высококачественном звуке и за свой счет посещаю всевозможные выставки, выписываю или покупаю журналы. Плохо, что нет подписки на "Вестник" как обещали, а то купить его негде, только заказать по телефону и ждать, пришлют или не пришлют.

Ну, если с "Hi-Fi Show" все понятно, то с положением пресловутого хай энда у нас в стране понятно не все. Поэтому, разрешите несколько вопросов:

1. Мне кажется, что отличить хай энд от всего другого можно по двум признакам: шикарный внешний вид и соответствующая цена, т.е. высокая.
    Поэтому вопрос будет таков: господа российские производители, вы точно уверены, что строя такой вот хай энд в единичных экземплярах, можно не оказаться в финансовом и звуковом тупике? Только не надо никаких сказок про серьезные исследования, дорогую измерительную технику, высокую себестоимость производства и прочую чепуху, про это я могу прочитать в наших "Салон AV" и "Аудиомагазине".
    Почти все наши, с кем я беседовал, никто толком ничего не меряет; тогда какой разговор про исследования. Тот щенячий восторг с кабелями, меняющими звук кардинально, оставьте наивной шпане. Выходит, что СЛЯПАЛ кое-как, а потом ищи "свой" кабель, чтоб все заиграло. Исследования, в смысле найти особый кабель?

2. По-моему, это заблуждение, что иностранные разработчики — люди приземленные и ограниченные. Читая статьи в "Speaker Builder", VTV, TAA и других технических журналах, и не только американских (читаю кое-как только на английском), я пришел к выводу, что они хорошо образованы и техническими вопросами владеют блестяще. Вопрос следующий: не могли бы и вы, господа, представлять в некотором цивилизованном виде свои убеждения, концепции, если хотите? Это даже не вопрос, а скорее похоже на просьбу. То, что я увидел в сборнике статей "Валанкон" под авторством В.Костина, даже не вызывает улыбки. Начиная говорить об одном, человек без видимых причин перескакивает на другое, затем нисколько не раскрыв смысла второго, бросается к третьему. Все рекомендации без единого аргумента, будто делится сокровенным! Какая-то стандартная молотьба про запасы мощности, про избыточное сечение меди. Одна фраза про компьютерное моделирование кабеля чего стоит! Так хоть бы сделал распечатку и показал, что было на экране, здесь уж не до математики с физикой. Хотя подозреваю, что нет там ни того, ни другого, так — на уровне знахарства и шаманства, простите.

3. Вопрос третий, хотя ответ на него очень уж очевиден: отчего практически никто не пользует импортной элементной базы, рассуждая при этом о тонких материях. Если у них (западных производителей) звук плохой, то либо элементы у них дерьмо, либо они в схемотехнике профаны. Только не заметно, чтобы наша схемотехника чем-то отличалась от общепринятой. Наверное, просто дорого для нас, и тогда болтовня о точном (и единственно возможном) согласовании компонентов остается болтовней. Вот люди из салона "Гирос" без стыда принялись торговать экзотикой и также без стыда заявляют, что у них самые крутые элементы, только купи. Наплевать им на идеологию аппарата, акустика это или электроника, просто ты должен отдать им денег, а потом хоть выбрось этот элемент на помойку. От такой наглости дух захватывает, на то они и торговцы. Правда, в их буклете описание технических особенностей похоже на ласковое щебетанье, заимствованное из западных рекламных буклетов и переведенное на русский. После этого все сомнения при прослушивании усилителя г-на Макарова (кажется "Белый Маг" с радиоэлементами из "Гироса") должны были пропасть. На мой взгляд, стоило ли тратить эту экзотику на убогий звук, который он издает? Что за цифра 35 V/ms (при использовании лампы 6Н1П на входе)? При такой скорости нарастания полоса мощности (3.9 Вт) уходит где-то к 250-300 кГц, а полоса "Мага" — 65 кГц (как они пишут — по-честному на "полной мощности"). Чушь какая-то, в какой точке она измерялась? Если уж решили похвастать технической характеристикой, то укажите эти данные по выходу и при этом нормализуйте условия измерений. Иначе получается типичный хай энд, да еще по-честному, как прописано в буклете. Ага, еще про "чистый класс А в однотакте". Ну не АВ же!

Все, я объявляю войну такому российскому High End'у! Если господин и.о.гл.ред. (как он себя не без юмора называет) А.Белканов даст мне время от времени место в журнале, то я готов хоть изредка делиться своими сомнениями и взглядом на наш необъятный Российский Хай Энд.

Крылов Валерий.

Не сносить мне головы, Валерий! Но у меня есть свои резоны предоставлять Вам место в дальнейшем: чтоб тем, кому досталась Ваша критика, не обидно было, пусть и они выслушают критику на других. Хотя, признаться, я перестал быть сторонником столь жестких заявлений, но если Вы возьмете эту честь на себя, готов посодействовать. Ведь где-то же в России должна существовать арена для гладиаторских боев?

И.о.гл.ред. А.Белканов.


SE для себя

Хочу поделиться опытом постройки SE. Это не первая моя конструкция, но для кого-то она вполне окажется первой.

Прежде всего необходимо определиться в выходными лампами и трансами, что напрямую зависит от вашего бюджета. В моем случае это была пара 6С4С и трансформаторы от "Золотой Середины", что составило примерно 80% от денег, имеющихся на постройку усилителя. Этот выбор был обусловлен достаточностью выходной мощности и хорошим соотношением цена/качество выходных трансформаторов.

Далее — выбор схемы. В моем распоряжении были N1 - N4 "Вестника" и схема P3 Audio Note. Итак, по порядку. N1 — реанимированный "WECO-91". Весьма странный выбор пентода в качестве драйвера WE300B. По-моему, это делает бас "рыхлым", плохо очерченным, хотя для озвучки фильмов тех лет он был вполне подходящ. Далее, N2 "L-W" — это уже нечто. Изящно и просто! Но простота эта кажущаяся. Гальваническая связь между каскадами требует точных номиналов резисторов, да и найти катодный резистор такой мощности для выходной лампы будет непросто. Если же вы захотите заменить режим одной из ламп, вам придется пересчитать всю схему. Прибавьте к этому довольно высокое Епит, и затея с "L-W" покажется вам не столь привлекательной. Кроме того, мне не нравится 12АХ7 как драйвер.

У Shishido (N4) все в порядке, да только просят в Москве в салоне "Гирос" за межкаскадник NC-20 лютые деньги. Audio Note P3 — вроде бы все правильно, но как-то без огонька, тривиально. Два переходных конденсатора для усилителя — много, даже если они Paper-in-Oil (бумага в масле). В общем, я пошел своим путем.

Прежде всего я собрал блок питания и выходной каскад. Предварительную и оконечную часть было решено питать от разных выпрямителей и фильтров. (Top-end, так до конца!) Далее — драйвер. Первый в моем списке — монотриод 6С4П. Высокое m и низкое Ri позволили собрать двухкаскадный усилитель с достаточной чувствительностью. Последние контрольные измерения и (скорее!) прослушивание, но... нет, звучание усилителя не было плохим, в его звуке было все, о чем пишут в журналах, я же ждал большего — тембральной ясности. В моем же усилителе ее недоставало. Виной тому — микрофонный эффект входной лампы. Суть его не только в чувствительности к внешним вибрациям, дело в том, что электродная система лампы вибрирует при прохождении через нее тока в такт с сигналом и ведет себя подобно пружинному ревербератору. Этот эффект заметен практически во всех лампах с плотной сеткой и малыми расстояниями между электродами. В лампах, где низкое Ri достигается повышением эмиссии катода,* вибрации звуку не мешают. Такой лампой является, в частности, 6Н6П, которую и решено было применить.

SE получился трехкаскадным, с непосредственной связью входного каскада и драйвера. Первая лампа работает в "токовом" режиме, что обеспечивает высокую линейность и широкую полосу пропускания. Режим драйвера выбран с учетом компенсации динамического клиппинга выходной лампы.

Собран усилитель на двух коробчатых шасси, изготовленных из березовой фанеры, толщиной 10 и 15 мм, размеры — 360х250х110 мм. Панельки ламп крепятся к шасси через латунные шайбы. На шасси расположены лампы, силовой и выходные трансы и конденсаторы C7, C9. Остальные детали закреплены с помощью клеевого пистолета в подвале шасси. Все детали — отечественного производства. Др1 — ТВЗ от лампового телевизора, с которого смотаны обмотки и намотан провод ПЭВ-0.2 до заполнения. Силовые, выходные трансы и Др2 — "Золотая Середина". Если ваша комната и акустика позволяют слышать бас ниже 40 Гц, можно удвоить емкости C2, C4, C5.

Лампы 6Н6П имеют заметный разброс по параметрам, что следует учесть при налаживании.

Что касается звука усилителя — это прежде всего удивительная прозрачность и глубина тембров, неожиданно плотный и хорошо демпфированный бас, в чем я вижу заслугу выходного транса. Несмотря на небольшую мощность (около 5 Вт), SE хорошо "закачал" акустику со сложным импедансом — JMLab 802LE (Zmin=4 Ом, чутье 88 дБ). В общем, собирайте, пробуйте и слушайте на здоровье.

P.S. Кстати, о здоровье: на время сборки-наладки рекомендую шунтировать C7, C8 резисторами 200 кОм, 2 Вт, иначе, сущие дьяволы, могут сутками держать потенциал и разряжаться на ваших пальцах в самый неподходящий момент.

Емкость C3 не указана. Достаточно 0,12...0,22 мкФ 400 В. Прим.ред.

Константин Косинов,
Сочи.

* Величина эмиссии определена свойствами катода (его размерами, хим.составом и др.) и ограничена мощностью рассеяния тепла на аноде. С помощью эмиссии внутренним сопротивлением Ri в лампе не управляют. Магнетронный эффект в лампах с косвенным накалом небольшой мощности (до 100+ Вт) выражен слабо. Имеет смысл говорить о виброустойчивости конструкции лампы и связанном с этим микрофонном эффекте. Прим. ред.



Уважаемая редакция! Обычно в каждом своем письме к Вам я посылал какую-нибудь схемку, сочиненную мной. На этот раз не успел, так как письмо сложилось ранее, чем реализовалась идея. А она такова: хочу попробовать еще один вариант переделки многострадального "Прибоя", но отличный от того, что печатался в "Вестнике". В этом варианте будут работать ГУ50 в триодном включении, без ОС, с автосмещением. При токе 100-110 мА на лампе останется примерно 360 В, напряжение питания +420 В. Конечно, я потеряю в мощности по сравнению с фиксированным смещением (Ua=420 В, Ia=95 мА). Зато выигрыш: проще схема, меньшая критичности к подбору ламп, да и ГУ50:

а) доступная, т.е. не дефицитная,
б) недорогая — 15 рублей на базаре,
в) очень терпеливая,
г) неплохо звучит,
д) довольно страшная на вид — это минус.

Драйвер — 6Н1П-ЕВ, предусиление — 6С3П или 6С4П. О результатах ее воплощения надеюсь поведать неза-медлительно.

Пока предлагаю опубликовать схему стабилизатора накала на регулируемой LM317T, она же К142ЕН12. Ценность этой схемы в том, что она не требует изоляции микросхемы от шасси, ее можно устанавливать прямо на кожух. Схема проверена и уже работает. Если требуется точное значение 6.3 В, то резистор 1 кОм шунтируется 36-39 кОм, либо ставится точный 960 Ом.

На втором рисунке представлен более мощный вариант с током нагрузки 3-4 А запросто! Хорошей Вам эмиссии!

А.Бокарев,
Ростов-на-Дону.

Реакция от редакции:

Спасибо, что не забываете. Когда получится с ГУ50, дайте знать. Кстати, она теряет свой устрашающий вид, если содрать с нее всю алюминиевую одежду. В быту ее можно ставить прямо на панельку, без всяких милитаристских прибамбасов. По поводу стабилизатора: вы "привязались" к шасси усилителя, допустимо, что оно является сигнальной землей. Когда же возникнет необходимость оторвать питание накала от земли, порою на 100, а то и на 200 B, все равно понадобится изоляция.



К Василию Стародубцеву (экс-Прибой) приходят люди и просят переделать оригинальную схему по рекомендации А.М.Лихницкого. Как вы думаете, куда Василий Александрович отправляет желающих?! К автору данного письма это не относится. — Ред.

Здравствуйте, уважаемая редакция "Вестника"!

Вслед за недавним своим письмом спешу отправить следующее. Причиной тому послужило то, что, кажется, наконец я разрешил одну давнюю проблему, а именно: используя начинку от "Прибоя" сочинить усилитель, двухтактный, в триоде, без ООС. Да еще такой, чтобы смог нормально играть с капризными по звуку колонками KEF Q-15 (сложный импеданс и малое омическое сопротивление). В своих попытках я перепробовал много вариантов, в том числе самый тупиковыый, что отослал в предыдущем письме, на 6Р3С-1, вариант "СуперПрибоя". Как оказалось, несмотря на неплохой звук, схема имеет очень малую отдачу по мощности, страшно греется шасси, силовик (при 6-7 Вт на 4 Ом), к тому же лампы 6Р3С-1 (не зря Никита Трошкин даже не упоминает их в своей статье в "Классе А" под названием "Триод из подручных материалов") очень ненадежные, плывут, как кусок мыла. В общем, пожалуйста, выбросьте эту схему подальше, это позор на мои седины.

И вот, в горестных раздумьях я обратил свой взор к недавно испробованным 6П45С триодом в двухтакте. Уж больно звук был хорош. Отказавшись от фиксированного смещения, что нежелательно для данного включения лампы (см. "КлассА"), я оказался перед проблемой: где взять 310 В на питание выходного каскада (250 В анод-катод плюс 60 В на катодном резисторе) и еще 420-450 В на питание драйвера. И вот оно, решение: отсоединив одну половину анодной обмотки на 180 В переменного тока, подсоединяем ее к обмотке 130 В синфазно. Получается 220 и 90 В. Теперь строим усилитель по такой схеме: в качестве драйвера — лучшее, что я повторял за последнее время — схема J.C.MORRISON'a "Tubesaurux Rex", тем более, что в усилителе "Прибой" для этого есть все условия. Блок питания, если нет желания переделывать платы, можно использовать родной, прибойский (хотя для полного счастья лучше поменять электролиты на настоящие или хотя бы на К50-17, К50-27 и врезать дроссели по 0,5-1 Гн, место для них есть).

В блоке питания остаются непеределанными: делитель от анодного выпрямителя для смещения на накалы и выпрямитель на -60 В (для питания LONGTAIL). Хотя, при желании и возможности можно использовать удвоение напряжения и получить не -60, а -120 В и врезать резистор в катоды первой лампы 16 кОм, как сделано у J.C.MORRISON'a. (А изменив данные делителя можно поднять постоянный потенциал накалов вольт этак до 120).

Результат этой переделки "Прибоя" таков, что усилитель не хочется выключать, радуясь его сильному и певучему звуку. В зависимости от нагрузки и способа ее подключения (на 4-х или 8-омный выходы) получаем где-то от 10 до 14 Вт чудесного звука. Эти цифры получены на полудохлых, б.у. лампах, на новые пока не заработал — кусаются!

Полная схема усилителя MORRISON'a в российском варианте изображена на рис. 2.

Из-за неизбежного разброса параметров "сорокапяток" лучше использовать возможность подстройки катодного смещения таким образом: контроль одинаковых анодных токов можно вести по измерению на резисторах в анодах ламп, чтобы на них падало по 1 В (100 мА), либо по минимальному напряжению постоянного тока между анодами (разумеется, при условии одинаковых омических сопротивлений половин обмоток выходного трансформатора).

Динамическую балансировку я предлагаю делать следующим образом: имея осциллограф, становимся на общую точку катодов выходных ламп, то есть на катодный резистор. Подав сигнал средней амплитуды (не до ограничения), видим (см. рис. 2) различную амплитуду токов по плечам. Балансируем до одинаковой амплитуды резистором в катодах драйвера (1 кОм).

Драйвер балансируем, выдернув выходные лампы, по симметричному ограничению выходного сигнала изменением катодного резистора (меняя ток катода и соответственно, анода) R6 (33 кОм). Режимы ламп приблизительно следующие: первая лампа — аноды 100 В, катоды 2 В, питание 200 В; вторая лампа — аноды 240-250 В, катоды 102 В, питание 400 В.

Между прочим, уважаемая редакция! Находясь до последнего времени в лагере сторонников двухтактных выходных каскадов и забрасывая вас все новыми вариантами на тему "еще один двухтактник", отныне торжественно обещаю: "NO MORE PUSH-PULL!" Есть задумка сделать маленький однотактник на УО-186, на 6С4С или еще на чем-нибудь подобном для лета, уж больно жара доканала. А напоследок мысль о возможности регулировки громкости в схеме с балансным входом, где два активных сигнальных провода. Идея такова: (см. рисунок). Номиналы резисторов R выбрать так, чтобы не завалить верха на Свх каскада, скажем, 47 кОм, тогда регулятор громкости где-то 1 МОм.

До свидания, до новых схем! Хорошей Вам эмиссии!
С уважением, А.Бокарев.



Спасибо, если напечатаете мое письмо в "Вестнике", а то первое мое в журнал "Аудио Магазин" так и кануло, наверное, "пропало по дороге". Я — тот самый Игорь Резников, про однотактный усилитель которого А.Лихницкий еще 10 лет назад на очередной сходке "Псевдоакустического общества" сказал, что это как мужик с одним яйцом. Ничего, и такие живут и даже размножаются. Хуже, когда мужик без них вовсе, что тот же Лихницкий и подтверждает — кроме лихой зауми и ностальгирования о собственном величии четверть века назад, им, похоже, уже ниче-го не создается. Впрочем, кому интересно про что кто кому сказал десять лет назад?! Важно, что происходит сейчас. Для того я и взялся за ручку (хотя не делал этого никогда), чтобы читатели "Вестника", которые не заглядывают в цветные журналы, ознакомились с мнением одного из ведущих экспертов о смысле самодельного творчества.

В № 1(24) "Аудио Магазина" в рубрике "Письма" один из читателей без всякой задней мысли задал вопрос о расчете выходного трансформатора. Ну и получил чистосердечный ответ, после которого выходной транс дешевле купить, чем сделать самому. На что следовало читателю надеяться, когда забота сотрудников руками ничего не делать, а пространно рассуждать о том, как оно могло или должно быть, если бы... Это, наверное, очень трудная работа — прослушивание импортной техники. Руки не запачкаешь, расходов никаких, нужно только по окончании изобразить глубокомыслие в отчете, согласуясь с мнением рекламодателя.

Так вот один из экспертов, мне знакомый лично — В.М.Зуев, тоже не удержался и решил дать советов. Они заключались в списке литературы, мол, изучайте, там все и найдете, а вообще-то бросьте ерундой заниматься и деньги на это тратить, да сидеть ночами. Лучше бы теми же ночами "подхалтурили", да деньги заработали и купили что-нибудь фирменное. Потому как сам В.Зуев еще ни у кого из друзей ничего путного не слышал и уже не надеется (его слова), то посему и морочить голову себе и занятым людям едва ли не грех. Вот это да! Как понимать такой "отлуп", как частное мнение уважаемого эксперта или за этим стоит вся политика журнала? Получается, что они там себе наслушают и нам тут же скажут, что прикупить из хай энда в магазине на Литейном 30. От этой высокомерной назидательности тошнит; они обо всем все знают, вот только никто в мире их не слушает. Да и поделом, нужно бы, чтоб еще читать перестали и покупать эту макулатуру, чем бы тогда занялись эти "эксперты"? Тому же В.Зуеву, это и без стекла заметно, очевидно поручено было разгромить однотактный Cary на триоде 572-3. И пошла-поехала псевдонаучная галиматья про высоколинейное железо для выходного трансформатора с обмотками из бескислородной меди, проходные конденсаторы с отсутствием вибрострикции, да какой-то неясной породы высококачественные резисторы. О том, что лампа там выходная SV572-3 производства "Светлана", а входная 6DN7, но о ней молчок, потому как сказать нечего. И надо же, вы только подумайте, у выходного трансформатора предусмотрен немагнитный зазор, чтоб спасти железо от насыщения. Не снижая оборотов, эксперт наскоро выполнил прослушивание, не переставая все это время прицокивать, что мол да, усилитель-то, как бы это сказать, чтоб не громко вышло, не того-с. Но все-таки требуется сказать хоть что-то положительное, потому поднатужился и решился: что если вот умудриться подобрать к усилителю акустику, да поработать с ними маленько (это значит похимичить с кабелями да языком полоскотать в кругу таких же экспертов), тогда, возможно, эта вещь и пригодна окажется для звука. Но делать это надо не мимоходом...

Вы еще не свалились со стула от этого бреда? Во-первых, ясно, что никаких таких технических особенностей эксперт не знает, поскольку внутрь не заглядывал. Про конденсаторы, у которых вибрострикция отсутствует, сморозил для псевдонаучности. Нет такого эффекта! Есть электрострикция, магнитострикция, пьезоэффект, наконец — электростатическое и электродинамическое взаимодействие, а вот вибрострикции нет. И не надо нам "лохматить бабушку"! Про выходной транс — что железо там шибко линейное, да зазор предусмотрен — эка невидаль. Кто же в рекламе про свои изделия иначе напишет, а за зазор немагнитный — поклон до земли, в жизни не додуматься! Только вот триод SV572-3 производства не "Светланы" в Питере, а сделан в Рязани. Об этом неплохо бы знать и голову никому не морочить. Во-вторых, белыми нитками шито, что эксперту по душе транзисторная техника, в любви которой он и признается, расхваливая немецкий аппарат Meracus Intrare. Возможно и прикупил уже на гонорар.

А вот мой совет, братцы: "АМ" все-таки хороший журнал, в нем можно увидеть всякие новые модели и узнать музыкальные новости, все картинки цветные. Только вот отчеты экспертов и их рекомендации читать не стоит. Никогда!

И.Резников,
С.Петербург.

Реакция редактора.

Резковато получилось у Игоря, но справедливо. Приди это письмо в редакцию "АМ", то отправилось бы оно прямиком в мусорное ведро, а может нет, кто знает. Поскольку вопрос самодельного творчества нас касаем, то письмо мы приняли и опубликовали, хоть и с купюрами, извини, Игорь. В отношении того, что там в "АМ" эксперты пишут, так ведь их журнал, пусть они в нем и резвятся, за это им деньги какие-никакие выплачивают. Кому надо, тот и разберется. Главное — чтоб конденсатор попался с низкой вибрострикцией.
    Да, чуть не забыл: пожалуйста, предусматривайте немагнитный зазор в однотактном трансформаторе, мало ли что...