РУПОР ЧИТАТЕЛЯ


Категорически поддерживаю направленность «Вестника» как «технический playboy». Голых девиц хватает в желтой прессе и от них порою тошнит, но на страницах «Вестника» это выглядит скорее как ирония, к чему не следует относиться серьезно. Листая древние номера Playboy, вдруг увидел фото Бетти Пейдж, любимой модели Хью Хефнера в середине 50-х. Не слабо опубликовать ее фото в окружении каких-нибудь ламповых аксессуаров?
    Николай С., Санкт-Петербург

Вовсе не слабо. Благодаря Вам, Николай, мы узнали, что Betty Page в 98-м исполнилось 75 и она находится на заслуженном отдыхе. Вот интересно, пенсия у нее государственная и не задерживают ли американские власти выплат, как нашим ветеранам в России? А Бетти поздравляет всех читателей с Новым, 1999-м годом! Смотри последнюю страницу номера. — Ред.


Однажды в статьях «Вестника» проскочило, что шихтованное железо (сердечники из Ш-пластин) для звука более предпочтительны, чем лента. Подтвердите, если можете, и дайте этому объяснение. Ведь некоторые любители из кожи лезут — дай им Ш-железо с толщиной пластины 0,15–0,2 мм, есть ли в этом смысл?
    Кириллов В. г. Волгоград

К чему разубеждать людей, только врагов наживать. Как лезли, так пусть лезут дальше (из кожи вон). Ну любят они Ш-железо, и все тут объяснения. Однако ж в нашем разделе FAQ мы как-нибудь соберемся огласить известные преимущества и недостатки ленточных сердечников и шихтованных. Если кто-либо всерьез занимался этим вопросом, пусть поделится. — Ред.


Иркутск вновь прислал результаты по обмеру «трехсоток» Sovtek и Svetlana (ранее были характеристики ГМ-70). Кроме них еще были ГК71, 6С4С и 6С33С. Пора заводить свой справочник по лампам. Спасибо иркутянам — И. Жмурову и В. Коновалову. Мы решили опубликовать характеристики российских «трехсоток». — Ред.


Корректор с непосредственной связью между каскадами

В основу легла схема L-W и принципы построения усилителей медленно меняющихся сигналов.
    По аналогии с усилителями Ю. Макарова под именами «Неофит», ... «Адепт», я бы назвал свою конструкцию «Профан». Далее должен последовать «Дилетант» ... «Специалист», «Профи» и т. д. Думаю, название оправдано простотой и незатейливостью схемы. Задача — сделать то, что звучит и далее собирать что-то серьезнее.

Усиление 6С4П без блокировочного конденсатора — 26, с конденсатором в 200 мкФ — 40. Усиление второго каскада — 46. Итого общее усиление — 1200–1800, то есть более 60 дБ. Этого достаточно для корректора с усилением 40 дБ на 1000 Гц.
    Более скромный вариант, без экзотических ламп выглядит так:

Усиление 6Н1П — 20, 6Н6П — 14, общее усиление — 280, не густо, зато предполагается использование усилителя мощности с чутьем по входу 50–100 mV. На лампах это делается просто.
    Начав эксперименты, я сразу отказался от 6Ж32П/ЕF86 в триодном включении из-за жуткого микрофонного эффекта. Лампа эта правильно называется не «малошумящей», а «малофонящей», т. к. допускает питание накала переменным током. Это верно. Окончательный выбор пал на 6С3П-ЕВ, 6С4П-ДР, 6Н23П-ЕВ и 6Н1П-ЕВ-ОС. Последняя практически лишена микрофонного эффекта (возможно поэтому ее поставили первой в УВ магнитофона «Днiпро-12Н»).
    Последний вариант имеет следующий вид:

Резисторы 6,2 кОм в аноде и катоде выходной лампы представляют собой спаренные параллельно 12 кОм, двухваттные, либо проволочный 5 Вт (это же касается других версий схемы). Для блока питания использован ТС-180-2 от черно-белого ТV, без переделок, равно как и дроссель. От УЛПЦТ можно (лучше будет) применить Др-5-0,08 (5 Гн, 80 mA). Особенностью схемы с непосредственной связью между каскадами является обязательное правило задержки анодного питания на время прогрева ламп. Я решил эту задачу так: кенотрон 6Ц4П с катодом косвенного накала включил вместо половины диодного моста.

Реально можно получить 280 V выпрямленного напряжения.
    Последнее: решить главную задачу — «звучит/не звучит», я не мог, так как для этого нужны очень серьезные источники звука, акустика, кабели. Это пока малодоступно. У меня же LP проигрыватель Б1-01/VMS-20E Mk II Ortofon, CD напрокат и УКВ Panasonic. Усилитель свой, ламповый на EL84 (PP+UL). Звучит очень приятно, особенно почему-то джаз, медные духовые — то, что мне нужно. Если есть у редакции возможность оценить эти мои экзерсисы, то буду признателен за все замеченные недостатки. Ведь по сути, это действующий макет серьезной конструкции, это еще не хай-энд, а скорее реализация идеи.
    А. Бокарев.Ростов-на-Дону.

От редактора
    Считайте, что главную задачу вы все-таки решили. Если, как вы сообщаете, тракт работает, трубы поют, значит аппарат «ЗВУЧИТ». Это абсолютно на полном серьезе. Ну есть ли смысл томиться этим вопросом, когда никто кроме Вас лучше оценить не сможет, ведь делалась техника для себя, для своего удовольствия и никто его Вам сообщить не сможет. Да мало ли каких чудес есть на свете, что ж теперь, не спать по ночам?
    Замечания конструктивные:
    Возможно, вместо КСО (6800 пкФ) и К78-2 (0,027 мкФ) следует применить конденсаторы с полистирольным диэлектриком. Их тип К71-5, -7 и другие. Сообщите, как изменится звук. Конденсатор с анода выходной лампы вы предлагаете типа МБГО или МБГЧ (4–10 мкФ), при этом замечаете, что таким образом можно менять частоту среза по нижней границе. Мол полоса 20 Гц при 10 мкФ и 30–40 Гц при 4 мкФ. Очевидно, здесь где-то ошибка в измерениях. При указанных номиналах элементов выходного каскада нижняя граница будет всяко меньше 1 Гц! Есть смысл резистор 47 кОм заменить на 100; 200; 300 кОм, а емкость уменьшить до 1–2 мкФ. Для этой цели опять сгодится К71-7 на 250 V. В противном случае вы рискуете когда-нибудь «убить» акустику разрядом этого выходного конденсатора. Для резистора 6,2 кОм в катоде 6С15П достаточно будет конденсатора емкостью 20 мкФ. Любой лавсановый или поликарбонатный (К73- и К77- соответственно) звучат всяко не хуже электролита такой огромной емкости.
    А вот в первом каскаде для резистора 200 Ом требуется конденсатор побольше, иначе как раз из-за этого у Вас сузится полоса. Он должен быть по крайней мере 2000 мкФ. Шунтировать резистор следует, иначе крутизна лампы упадет (обратная связь по току стремится удержать ток, т. е. увеличить внутреннее сопротивление генератора), а с нею и Ri лампы. После этого все постоянные времени RIAA цепи полетят к черту. Вот таков краткий анализ Вашей схемы. Это не критика, а нормальные замечания объективного характера. К субъективным отнесу используемые типы конденсаторов в корректирующей цепочке.
/


Не договорились...

При нашей встрече с И. Бабайцевым у нас в Питере мы были устно уведомлены им, что никаким распространителем он не является и быть им не собирается. Нам остается извиниться перед ним и читателем (московским) за публикацию N№ телефона.
    Одновременно с этим в редакцию пришло письмо, где взвешенно, без лишних эмоций, нам советовали быть более толерантными в отношении роcсийских корреспондентов, авторов статей в журналах «АМ», «CAV», «HF&M». В нем утверждается, что именно сотрудничество, и только оно, окажется на пользу российскому любителю-самодельщику. Кто бы против был. Имеем даже свои конструктивные предложения к авторам и получили от некоторых положительные ответы. К примеру, опубликуем незаконченную в «Class A» статью Л. Ашкинази о технологиях производства ламп.
    Вообще-то, автором может быть любой, кто решит, что результаты его экзерсисов интересны людям. Это могут быть также материалы из источников, нынче недоступных — старых журналов, книг. А может, это будут статьи из современной японской, итальянской, французской периодики для любителей. Мы верно знаем, что она есть на руках, было бы желание поделиться с людьми.
    С плохо скрываемым восхищением. — Ред.