ПЛОТЬ И КРОВЬ

The Reichert 300B by Herb Reichert Audio Note, NYC

Cвет уличных фонарей смешивается с загадочным рдением накальных нитей в моей комнате прослушивания. Nyiregyhazi играет Листа напротив меня и кажется, что моя кожа электризуется, но я полностью расслаблен. Мое дыхание свободно, а пульс вытянулся в нитку. Звук может быть благотворен для нас, если... мы сами не мешаем этому. Вот почему мы стараемся создавать и исследовать границы звука, и почему многие из вас собирают собственную аудиоаппаратуру своими руками.

Я начал собирать и разрабатывать мое собственное аудио так как я свернутый по природе, а не потому что могу сделать это лучше профессионалов. Творя, таким образом, дома, однажды я убрал отрицательную обратную связь в собранном мной усилителе и тело мое обмякло. Великие симфонии Малера расширялись и начали дышать. Ощущение расслабляющего комфорта сменилось чувством напряженности и твердости. Посредственно и плохо записанные произведения все чаще стали получать вердикт в моих ночных бдениях. Я пришел к выводу, что достиг чего-то важного. Я понял, что нужны действительно реальные конструктивные решения, вроде отказа от обратной связи, которые серьезно повлияли бы на основную характеристику звучания моей системы. С этого момента для меня началось время поисков. Теперь у меня появилось ощущение возможностей. Я начал разработку, видя перед собою цель.

В течение последнего десятилетия я внимательно наблюдал за каждой ступенью процесса разработки звукового усилителя. Моим первым правилом было: ничего не принимай на веру и держи разум открытым. Желание все пропустить через свои руки уводило меня на многие неверные дорожки. Например, полгода, проведенные мною в погоне за тональным балансом в РР-усилителях или попытка создания пентодного драйвера. Большие тупики!

С другой стороны, разглядывая каждую деталь однотактного прямонакального триодного усилителя, я получал неожиданные результаты сверх моих необузданных фантазий. Целый мир аудио хай-энда меняется и поверьте мне, это итог работы вашей, моей и наших друзей, проведенной дома. Мы переживаем новый рассвет в мире звука, но он только начинается и предстоит много новой работы. Поэтому я предлагаю вам взять эту разработку за основу и собрать ее. Приложите к ней вашу собственную звуковую этику и опыт.

Из получаемых мной писем и телефонных звонков я знаю, что многие из вас полагают, что как только удастся достать схему крутого усилителя, затем найти и купить самые лучшие на ваш взгляд элементы, а затем соединить их аккуратно вместе, то сборка закончится обладанием великого усилителя. Сожалею, но так не выйдет. Возможно, действуя таким образом, вы получите приличный усилитель но, чтобы собрать превосходный, вы должны помучаться. Всякий раз, когда я собирал плохой усилитель, а таких было несколько, J. C.* всегда говорил мне: «Добро пожаловать на следующий уровень». Неудачи и ошибки помогают подняться на гребень и увидеть другой склон горы. С каждой неудачей проявляется все больше вещей, которые больше никогда не понадобятся. Каждый успех помогает шире видеть возможности. Процесс сборки укрепляет разум, фокусирует ваш взгляд на ту точку горизонта, где находится величие.

Я знаю, что усилитель Reichert 300B-SE не является необычной и оригинальной разработкой. Но по итогам тестирования усилитель имеет широкую полосу, низкие искажения и высокую скорость нарастания сигнала. Мои усилия были направлены на разработку звука живого, телесного, сочного, с драматическим контрастом. Мне хотелось получить резонирующее, дышащее и захватывающее внимание звучание. Я артист, художник в страдальческой, романтической традиции и хочу, чтобы мой Hi-Fi «звукописал» решительными, насыщенными мазками.

Я не приемлю отдаленного, тощего или механического звука. Много крови и плоти. Много драматизма и сопереживания и множество ярких красок Technicolor и Panavision. Вот то, к чему я пришел после разработки этого усилителя. Каждое конструктивное решение было доведено до конца путем проб и ошибок. Пожалуйста поймите, что это не является модной «моделью месяца». Выбор каждой части имеет индивидуальную эволюцию, все они стали инь и янь моей философии. Если вы измените любую деталь, то это будет уже ваша схема усилителя, но не моя.

Усилители разрабатываются от выхода к входу. Плоскость раздела усилитель/динамик — это главное, и пристальное внимание необходимо сосредоточить на черно-красных клеммах. Усилители всегда разрабатываются для отдельно взятых колонок или динамика и любой разработчик усилителя, который считает иначе, старается скинуть вам нечто искусственное. Первый пункт при формировании главных инженерных решений — как усилитель ведет себя с выбранной звуковой нагрузкой. Этот усилитель был создан для работы с Altec Voice Of the Theatre, Edgarhorns, WE-755A и Altec 601A. Я также обнаружил, что он очень хорошо работает с LS3/5A, AR-M1, Lowther PM-6 и Audio Note Model 2 и 3. Для первоначальной конструкторской работы я использовал послевоенную систему Altec VOT. Последние испытания были проведены на системах Onken/Edgar и колонках Audio Note Model 2&3.

Выходные трансформаторы являются фундаментом схемы лампового усилителя. Начиная с 1980г. я испытал выходные трансформаторы UTC, ACRO, Peerless, Dynaco, Fisher, Partridge, Western Electric, Chicago, Hammond, Magnequest, RCA, Audio Note и Бог знает что еще. Среди перечисленных предпочитаю Tango. Я был дистрибьютером Tango в США до 1993г. Может быть поэтому я начал эту схему с однотактного выходного трансформатора Tango XE-60-5S. Мне не важно насколько вы романтично звучите, у вас должна быть скорость и широкая полоса пропускания. Усилитель который очень ограничен или имеет нестабильную полосу, никогда не будет иметь хорошие тональные характеристики.

Я уверен — ультразвуковое и инфразвуковое поведение SE-усилителя должно быть тщательно изучено. Чрезмерный набег фаз или звон в этих областях могут наверняка скомпрометировать силовой потенциал усилителя. Если выходной трансформатор на частоте 100 Гц поворачивает фазу более чем на 40 градусов, то усилитель будет звучать тихо и покажется, что бас задвинут, испытывая недостаток в мелодичности. Низкочастотные излучатели басов будут звучать скучно. Подобно тому, что если в ультразвуковом диапазоне наблюдается звон, усилитель будет звучать тяжело и глухо.

В SE схемах правильный выбор магнитного материала, внутренних размеров, соотношений и сложные приемы намотки гораздо более критичен и важен. Скорый, непродуманный выбор приведет к вялому, ленивому, нерафинированно звучащему усилителю. Серия Tango уникальна тем, что это продукт разработок, продолжавшихся 2 десятилетия. Во всем миру существуют сотни SE усилителей с выходными трансформаторами Tango. В моем усилителе Tango XE-60-5S имеет полосу 18-80КГц по уровню –2dB. И это на полной мощности 7 ватт! Учтите, это не реклама, я больше не продаю эти трансформаторы, но по-прежнему люблю их.

Мой выбор пал на лампу WE 300B после сосуществования с усилителями, собранными на 6B4G, 2A3, 50, 45, 801A и 10Y. Пушпульные 10Y по-прежнему остаются моими личными фаворитами, но даже VOT’ам нужно более 3Вт мощности. Из имеющихся триодов только 300В воспроизводят большинство записей с большей мягкостью и большей утонченностью. Она чувственна и элегантна. Кроме того, это единственная лампа — безупречный образец для испытания согласованности. 300B Western Electric всегда такая и останется такой вечно. В ее звучании есть какое-то гипнотическое качество, переносящее меня в место исполнения каким не обладает ни один другой тип усилителя.

На повестке дня следующие рабочие моменты. Мой лучший друг и ценитель ламп J. C. Morrison давно написал книгу по этому поводу: жарьте ваши триоды! Для пентодов я применяю низкие анодные напряжения и высокий ток. На аноде моей WE 300B — 425 VDC с током 80мА. Мне нужен настоящий класс А1. Я хотел встать в центр В/Н петли и из этой точки качать сигнал. Симметричное ограничение и быстрое легкое восстановление являются комбинацией положения рабочей точки мощной лампы, схемы драйвера и БП. Эти три элемента работают вместе и должны разрабатываться совместно с ясно продуманной звуковой целью. Способность усилителя управлять нагрузкой динамика с легкостью и точностью окажется под вопросом, если не связать со всей тщательностью эту троицу.

Я выбрал каскадное соединение 6SN7 с анодной нагрузкой после проверки спектра искажений и звуковых характеристик SRPP, межкаскадные трансформаторы Tango NC-16 и NC-14, повторитель на 5687, m-повторитель и несколько разновидностей прямой связи. С помощью классической резисторно-емкостной связи, соединенной с 6SN7 и неотфильтрованными толком 500V на аноде я привел усилитель в класс А1 с минимальным заходом в А2. Анодная нагрузка драйвера позволила мне увеличить скорость нарастания и понизить нечетные продукты искажений, что было желаемым для меня результатом. Не смейтесь, но мне нравится GE 6SN7 GTB только в таком режиме. Вы должны использовать GTB, чтобы иметь запас по мощности рассеяния на аноде, а версия General Electric звучит для меня лучше всех других. Связь первого каскада с драйвером емкостная, что дает возможность работать даже с плохо подобранными или старыми лампами. Похоже, что ламповые устройства меняют со временем свое звучание даже при том, что первоначальные фазовые набеги на краях диапазона минимальны. В этой схеме постоянные времени были расчитаны очень тщательно, поэтому не пытайтесь менять какие-либо номиналы резисторов или конденсаторов.

Блок питания — сердце маломощных усилителей и он также является местом, где разработчики сходятся в последнюю очередь во мнениях. Все усилители SE 300B, прослушанные мной, очень различны по звуку друг от друга. Некоторые звучат более механически, чем худшие полупроводниковые разработки. Я предполагаю, что причина этого — в различных схемных идеологиях БП. Первое правило схемы триодного усилителя: выпрямитель на полупроводниках рождает механический звук. Вы так не думаете? Значит, вы по-настоящему не сравнивали. Уверяю вас, что если я уяснил только одну вещь за 10 лет разработки усилителей, то именно это в первую голову. Масса времени потрачена на выбор кенотрона для этой схемы. Обычно я использовал WE 274A/B, но этот усилитель звучит лучше с RCA-5R4GY.

Пи-фильтр — основа блока питания. Если этот усилитель звучит лучше других, то только благодаря сочетанию дроссель/емкость в пи-фильтре. Это не здорово, когда затрачиваются огромные энергии на заряд и разряд емкостей. Низкое выходное сопротивление и минимум аккумулирования дает быстроходность и тонкую структуру звука. Вспомните, большинство усилителей под 2000 Вт достигают или близки к перегрузке на максимальной мощности? У них просто нет запаса. Давайте заставим их звучать на перегрузке без усилий. Тогда музыка будет звучать немеханически. В итоге силовой трансформатор будет нормирован на 500 мА при 800 V со средней точкой. Если он имеет запас по току — еще лучше (я использую 750 мА), так как я хочу использовать нагрузочный резистор (на конце фильтра), чтобы он отбирал по меньшей мере 25 % от тока, потребляемого всей схемой. Эта мера стабилизирует питание и делает его менее чувствительным к выбросам сигнала. С конденсаторами Black Gate небольшой емкости такая активная нагрузка способна улучшить поведение усилителя при клиппировании.

С выхода пи-фильтра нам необходимо иметь 480–500 вольт. Дроссель будет иметь сопротивление по постоянному току менее 300 Ом. Я стремлюсь к 10–20 Ом! Получается здоровенный кусок железа, но он является очень важной частью схемы. Количество генри менее важно, чем активное сопротивление меди. От 2 до 10 генри — прекрасно. Нам ведь нужно питание быстрое, с линейной зависимостью, но регулируемое легко и естественно. Помните, что накопительные и развязывающие конденсаторы являются частью передаточной функции каскадов (в англоязычной терминологии принято различать конденсаторы фильтра собственно блока питания — reservoir, в развязывающих фильтрах между каскадами — decouple и конденсаторы проходные — couple, для связи по переменному току — прим. ред.). Это значит, что они так же важны, как и лампы в определении линейности и характера звучания усилителя.

Есть несколько типов конденсаторов на выбор. Я попробовал все как правило имеющиеся: старые масляные и бумажные производства WE, для фотовспышек, полипропиленовые и т.д. Сейчас я предпочитаю Black Gate (2х47 мкФ 500 В), но они подходят если вы слушаете музыку ежедневно. Они по природе электростатические и должны быть постоянно заряженными. Или требуется целых 24 часа для полного заряда, если они разрядились. Они не электролитические. Они работают подобно электростатическому громкоговорителю. В них отсутствует электролитическая или электрохимическая задержка. Эти конденсаторы имеют превосходную полосу частот, линейность, отсутствие резонансов и шума. Cerаfine/Elna почти так же хороши. В них используется керамический порошок вместо графитового, как в Black Gate/Rubycon. Этот керамический порошок дает возможность быстрой зарядки. Оба эти типа ведут себя прекрасно на музыкальном сигнале. Не используйте полипропиленовые. Если вы это сделаете, то схема будет уже вашей, но не моей.

Я не хочу заниматься пространными рассуждениями, но могу вам сообщить только, что испытал все, что попадалось мне в руки. Мои соображения менялись ежедневно, поэтому мои советы верны только на сегодняшний день. Никакого фторопласта. Никаких посеребренных проводов. Никаких MIT’ов. Никаких резисторов с металлической пленкой или металлическим оксидом. Никаких полипропиленовых конденсаторов. Никакого Vitamin Q/Spraque. Никаких Solen. Никаких REL САР. Никаких Holco. Отсутствие Vishay, SCR, MKP-1845, полупроводниковых диодов и полупроводниковых источников тока. Отсутствие чего-либо силиконового. Если вы последуете этому перечню, то узнаете, чья схема усилителя не работает.

Пожалуйста, используйте резисторы Allen-Bradley (углерод, бороуглерод — прим.ред.) в анодных цепях. В анодных цепях резисторы, включенные параллельно, меньше шумят и звучат мягче. В катодных и сеточных цепях применяйте танталовые резисторы Audio Note. В катодах 300 В используйте Caddock 50 W MP850. Вы можете использовать Caddock MG или MX в анодных цепях, если не пугаетесь шума, но я думаю, что А/В звучат более расслабленно и полнее выявляют звучание деревянных и медных инструментов оркестровой музыки. У меня имеются всего 3 рекомендации по использованию конденсаторов и все они Audio Note. Возможно, вы не воспримете мои рекомендации по проходным конденсаторам слишком серьезно оттого, что я работаю в Audio Note, но это — в порядке вещей. Вам же хуже! Если вам хочется иметь хотя бы шанс поймать звучание нашего Ongaku, то должны использовать серебряную фольгу в масляных проходных конденсаторах. Если для вас это недоступно, используйте медную фольгу и масляные конденсаторы. Просто у вас больше нет выбора.

Монтаж — это отдельная тема. Монтаж — штука системная. После 12 лет постройки усилителей я знаю определенно только 2 вещи:
1) используйте ламповый выпрямитель
2) серебра никогда не бывает слишком много на пути сигнала.

Ходите голодными и раздетыми, но покупайте много записей и соединяйте свой hi-fi серебром. Предпочтение я отдаю серебряному проводу Audio Note или Kimber для внутреннего монтажа. Если для вас это недоступно, используйте соединительный провод Carol РVC. Нет ничего хуже посеребренной меди. Обходите стороной все провода в тефлоновой изоляции, если вы стремитесь к расслабленному естественному звуку. Поверьте мне, медь в ПХВ изоляции Carol хороша для всего в вашей системе — от тюнера до колонок. Если вы не можете себе позволить серебро и верите мне, попробуйте его.

В самом деле, если вы хотите собрать этот усилитель согласно финансовым возможностям, попробуйте это — вы по-прежнему можете заявлять, что это моя схема. Используйте выходные трансформаторы Tango XE-20S или Audio Note. Используйте провод Carol PVC, конденсаторы бумажно-масляные AN (Regular Type), резисторы Allen-Bradley, в блоке питания конденсаторы Sprague или Mallory. Вы потеряете немного рафинированности, но никак не естественности.

Если вы пойдете на замену рекомендованных мной элементов, постарайтесь избежать высокомолекулярных пленок (вроде полипропилена), особенно жестких пленок. Воспринимайте образно и колоритно. Ах да, даже если вы ограничены в средствах, попытайтесь использовать медное шасси, 2-х или 4-х % серебряный припой и керамические ламповые панельки высокого качества.

Пожалуйста, постарайтесь спаять электрическую цепь точно так, как предложено на рисунке, соблюдая заземление катодов и конденсаторов блока питания. Не группируйте фильтровые конденсаторы в одну кучу. Пи-фильтр и резистор катода 300В должны заземляться в одной точке, не тащите земляную шину от фильтра до катода. Подобно катодным резисторам 6SN7, конденсатор развязки входного каскада от драйвера и шунтирующий конденсатор в катоде должны землиться в той же точке.

Все досужие разговоры об этой схеме могут оказаться тщетными. Как видите, я глубоко верю, что настоящей магической составляющей в схеме любого усилителя является внутренняя энергия разработчика. Она исходит из рук разработчика в процессе конструирования и возвышает над обывательщиной и несовершенством. Поэтому было бы лучше, если бы вы разработали свой собственный усилитель для ваших собственных колонок, основанный на предшествующих знаниях и идеях, высказанных ранее. Основа моей философии — романтика и экспрессия. Драма и контраст совместно с грацией и изяществом тореадора являются моими звуковыми целями.

Эта схема и выбор этих элементов развивались в мире моего Hi-Fi, по моему личному вкусу. Если вы хотите получить исключительную систему воспроизведения музыки у вас дома, то сперва вы должны развить ваше внутреннее отношение к естественному звуку. Затем вы должны описать в общих чертах вашу эстетику и сделать несколько конструктивных решений, которые отразят эту эстетику. Но помните, что вы не будете счастливы, если вы почерпнете свою эстетику из периодических журналов и лекций ученых мужей-звуколюбов. Вы должны открыть свою собственную. Пробы и ошибки утомительны и понадобится длительное время, чтобы стать мудрым, но, я уверен, вам будет к лицу шапочка мудреца.


Может показаться, что Райчерт является неким звуковым экстремистом. Я так не думрю. Он скорее является человеком с экстремальным звуковым опытом, честно заработанным и пропустившим результаты через свою высокую культуру. Его энергичные, бескомпромиссные порою, заявления отражают личный взгляд на вещи, но также дают ключ к пониманию внутренней сути конструкции. Это тот редкий случай, когда тонкий знаток музыки и инженер в одном лице делится своими «know how». Так пусть каждый самодельщик нащупает свои секреты и они принесут ему те же долгожданные результаты. Ищите свои решения!
А. Б., редактор


* J. C. Morrison, знаком читателям своим двухтактником Tubesausus Rex по первому номеру «Вестника» — прим. ред.