Обзор журнала Glass Audio за 1998 год

№ 1/98

Erno Borbely (Эрно Борбели) упорно пытается «поженить» полупроводники с вакуумными приборами. На этот раз в статье «Low Voltage Tube/MOSFET Line Amp» — Линейный гибридный усилитель с низковольтным питанием — представлена схема, по мнению автора, сочетающая звучание ламп с транзисторной мощью и низким выходным сопротивлением (50 Ом). Однако, если без иронии, она представляет собой определенный интерес.
    Зачастую любителей экспериментировать сдерживает тот факт, что анодные напряжения очень высоки и получить их от стандартных источников питания, как правило предназначенных для транзисторной техники, невозможно. Когда же, по мнению многих, стрелка вольтметра заползает за смертельную отметку +250 V, то думается в этот момент все больше о вечном, чем о тонкостях звукоусиления. Зная это, Эрно разработал изящную схему, балансную по входу (дифференциальный усилитель позволяет это реализовать) и однотактную по выходу, использующую вполне транзисторное питание ±24 V. Полевые транзисторы по выходу (2SJ79 и 2SK216) имеют характеристики подобные ламповым, так что сохраняется определенная надежда, что звучание окажется тоже TUBE.
    Признаться, так нам ни разу не приходилось оценивать совместное звучание ламп и транзисторов в одной схеме. Может быть кого-то эта схема подвигнет на разработку собственной, хотя бы и на отечественных элементах. Вместо ЕСС86/6GM8 подойдет наша 6Н27П. Смотри рис. 1.




Larry Lisle (Ларри Лайл) становится известен на страницах GA своими статьями о прямонакальных лампах с низким (<4 V) напряжением накала. Раньше он вывел, что практически забытые триоды и тетроды с питанием накала от батарей, ведут себя очень линейно и имеют широкий раскрыв анодных характеристик. На этот раз он предлагает простенькое устройство, с помощью которого можно наблюдать анодно-сеточную характеристику лампы. Количественная оценка, быть может, затруднительна (необходима градуировка по напряжениям и токам), но для качественного сравнения и отбора одинаковых половинок двойных триодов, такое устройство вполне пригодится. (Смотри рис. 2, 3, 4).




Andre Jute пожалуй впервые попробовал свое перо в GA, хотя известен как новеллист в мире High End. Плюс к тому, он возглавляет ирландскую фирму Real McCoy, которая производит кроме всего и ламповые усилители. Здесь же Андре делится опытом покупки лампового конструктора Miybe-VP-300BD, производимого японской компанией Triode Supply Japan. Пусть его описание не лишено налета рекламности, но оно показывает отношение к делу г-на Yamazaki. Много места уделено расчудесным конденсаторам и резисторам, качеству печатной платы и не обойден вниманием тот факт, что в упаковке нашелся малюсенький паяльник, непригодный для работы с массивными элементами и клеммами. И все-таки два момента могут привлечь взгляд российского hobby’ста: 1) дана пространственная (трехмерная) карта сборки и схема разводки проводов, 2) принципиальная схема с режимами в любой точке. На фотографиях в журнале приведена последовательность сборки автором статьи. В конце — импрессионистические высказывания Jute о звучании. Комментировать схему (см. рис. 5) нет особого смысла, кроме того, что на катоде 6SN7 (та половинка, что работает повторителем) аж 221 V, в то время как предельно допустимое напряжение между накалом и катодом для 6SN7/6Н8С не должно превышать 200 V в амплитуде (у лучших образцов для спецприменения). Конденсаторы фильтра 470 мкФ 400 V при выпрямленном +383 V, оказываются в опасной близости от своего предельного напряжения. Наши К50-27 (220 мкФ 450 V), в случае повторения кем-либо схемы, оказались бы предпочтительнее, хотя они не столь компактны.
    Вообще же публикуемая статья полезна не столько для повторения схемы, сколько дает пример того, как серьезные kit’ы (конструкторы «собери сам») должны сопровождаться исчерпывающими данными и полезными советами. Как раз в это время питерская «Золотая Середина» усиленно работает над оформлением руководства по сборке ее kit’ов.
Рис.5 Один канал Miyabe-VP-300BD. Блок питания ощий на два канала.




№ 2/98

На обложке фото еще одного двухтактника с возможностью перевода выходных ламп 6550 в триод и UL (автор J. N. Still). При этом гарантируется 40 Вт триодной мощности и 60 Вт ультралинейной. Еще один PP усилитель и, поскольку всех их не переделать, то и приводить схему его не станем.




Зато, как всегда, интересны заметки Дона Дженкинса (D. Jenkins. Will the Real 300B Please Stand Up?). На этот раз он обмеряет столь популярные «трехсотки», ныне расплодившиеся без счету по свету, и чемпионские, во всех отношениях мощные триоды VV фирмы KR Enterprise (VV300B, VV302B, VV52B). Кроме показателей габаритов и веса, Jenkins приводит таблицы с электрическими статическими параметрами (табл. 1 и 2). На основании этого делается вполне резонный вывод: все лампы, несущие на баллоне знак 300В (естественно, кроме WE) не равноцены оригиналу. Ни по размерам, ни электрически они не взаимозаменяемы полностью. Автор предостерегает, что когда цена за пару доходит до $ 750, не вредно придирчиво поинтересоваться специфическими параметрами, прежде чем пытаться установить взамен старой новую «более качественную трехсотку».*




В конце статьи приведены слабо аргументированные оправдания Риккардо Крона (Dr. Riccardo Kron — фактический хозяин ламп, вышедших первоначально под именем Vaice Valve, ныне Vacuum Valve) и представителя китайской фирмы China National Elеctronics/Valve Audio Connexion (знак на цоколе Valve Art). Суть их заявлений: «Конечно, Дон прав, может это и не «трехсотки» вовсе в сравнении с оригинальной Western Electric 300B, но они ни в коем случае не хуже». По справедливости, господа, так вы просто спекулируете на знаменитом имени 300В и готовы едва ли не любой лампе присвоить название, в котором бы присутствовали легендарные цифры и буква. — Ред.




Итальянский автор статьи «A PSpiced Preamp With THD Cancellation» Стефано Перуджини (Stefano Perugini) провел с RIAA корректором настоящую исследовательскую работу с тем, чтобы при низких анодных напряжениях (два аккумулятора по 12 V), схема имела бы полноценные параметры по искажениям, перегрузочной способности и выходному напряжению. Все цепи (включая корректирующую) просчитаны на компьютере, приводятся графики частотной и фазовой характеристик вплоть до 100 кГц (Рис. 6). Конструкция помещена вместе с батареями в деревянную коробочку; в статье приведен подробный чертеж установки деталей. Лампы, используемые для проекта, были E188CC-SQ/7308, очень похожие на Е88СС/6922, но все-таки имеющие незначительные отличия от известных у нас 6Н23П-ЕВ.
    Интересно в схеме то, что здесь применена распределенная цепь коррекции (3180/318 мксек в начале и 75 мксек в конце). По утверждению автора, такое построение позволило добиться снижения и гармонических и интермодуляционных продуктов искажений. Они не превышают 1 % при нагрузке на выходе не менее 40 кОм, в этом перегрузочная способность равна 22 дБ по отношению 5 mVp-p = 1 кГц.
    Кажется, что с появлением программ PSpice для расчета и анализа схем на лампах, сам факт творчества, сопряженный с пайкой, настройкой и итоговым прослушиванием, отошел на второй план. Теперь люди способны дотошно выявлять коэффициенты полиномов, описывающих поведение лампы. Не подлежит сомнению, что еще до наступления нового века, окажутся математически описаны все мыслимые лампы и кенотроны, когда достаточно будет запустить программу, чтобы знать о задуманной схеме все. Только вот машина бессильна сообщить нам, как будет звучать то, что она рассчитала, так что паять схемы все-таки придется, несмотря на всю привлекательность «звука» на экране компьютера. Любителям же виртуального сообщаем, что статья J-C Maillet’a «Algebraic Technique For Modeling Triodes» написана для них. Очевидно это полезный материал.

* В отсутствие S. E. D. 300В саратовская лампа признана наиболее близкой к WE300B, по крайней мере по статическим параметрам.




№ 3/98

Номер очень интересен, начиная с обложки, где снят усилитель V. Taylor’a. Он убежден, что лампа R120 в его SE усилителе звучит лучше, чем 2А3, являясь триодом косвенного накала, да и стоит дешевле — всего $ 16. У него, как человека американского, есть возможность выбирать не только лампы, но и перебирать выходными трансформаторами. Из списка с Magnequest, Sowter, Audionote, SJS, UTC и других он выбрал знаменитый Parfridge TK7441, так что вполне можно доверять его слуху и его выбору лампы. Схема приведена ниже (рис. 7). Может кто-нибудь, как Taylor, возьмется доказать, что триоды с косвенным накалом тоже имеют право на жизнь, хотя у американцев в крови бросать вызов любому общепринятому мнению. Между прочим в названии статьи «An IHSET Amplifier» нам впервые попалась новая аббревиатура — IHSET, что означает Indirectly-Heated-Single-Ended-Triode. Интересно, тем кто использует в SE лампу 6С33С, приходило ли в голову такое дьявольское сокращение?




Опять Larry Lisle в статье «Try Battery Tubes» — Попробуйте лампы батарейного питания — дает небольшую ретроспективу по прямонакальным лампам с низким напряжением накала (1,4–2,0 вольта), видя в них реальную основу для построения хорошо звучащего тракта. Как знать, может быть кто-то из наших российских любителей сможет уже сейчас поделиться опытом использования 2Н1 (СО-243), 2П1 (СБ-244)?




Когда летом 98-го мы с А. Пугачевским готовили статью о Standby и Softstart (режим ожидания и плавный запуск), как раз пришел N№ 3/98 GA, где M. Kajdas выдал множество решений по этой теме. Как бы читатель не решил, что мы занимается плагиатом, но статья с нашими «секретами» плавного запуска и standby все-таки выйдет. Случится это скорей всего к выставке РХЭ’99. Так что публиковать отдельные куски из статьи своей и Kajdas’a сейчас преждевременно. Sorry!

Статьи Нормана Кроухерста интересны всегда. На этот раз Norman H. Crowhurst дает уроки применения ОС. Статья «Feedback — Head Cook and Bottle Washer!» направлена на то, чтобы понимание ОС не сводилось только к примитивному соединению «хвоста с головой» для достижения низких искажений и широкой полосы. Здесь подробно, насколько позволяет журнальная статья**, разобран случай работы усилителя с ОС на реальную нагрузку/громкоговоритель и указано на возможные опасности, приводящие систему к генерации. Пора, пора собраться с духом и перевести все, что было опубликовано в GA под авторством N. H. Crowhurst’а! Тем, кто решил самостоятельно ознакомиться с трудами выдающегося ученого и практика, сообщаем, что репринт его книги «Audio Measurements» осуществлен издательством Old Colony Sound Lab. Цена ее $ 12,95 , каталожный номер #BKAA41. Адрес издательства в одном из номеров «Вестника».

** Статья в GA N№ 3/98 явилась перепечаткой из журнала «Audio Engineering» Jan/1962.




№ 4/98

Испанец Ignacio Vila’ вознамерившись в своем проигрывателе Linn заменить головку звукоснимателя, решил к тому же поменять и предусилитель. Тогда он распотрошил свой транзисторный Marantz 3300 и начинил его ламповыми схемами своей разработки. Основная его цель была в том, чтобы заставить каскад SRPP работать более эффективно, то есть с меньшим выходным сопротивлением и большей линейностью, чем это достижимо в SRPP. Новая схема получила название Beta-follower, очевидно по созвучию с m-follower. «Бету» изображает транзистор, включенный между верхней лампой — повторителем и нижней — усилителем. Получается, что нижняя лампа нагружена на транзисторный источник тока. Характеристики такого каскада (рис. 8) впечатляют, особенно когда THD = 0,001 при 36 V RMS на выходе. Даже при том, что в цифры вкралась ошибка (лишний ноль или два), это все равно очень здорово. Автор просит не волноваться адептов «чисто ламповых схем» — мол, транзистор не «сидит в сигнале», а лишь представляет собой очень большое сопротивление. Здесь представлена схема только линейного усилителя. Вместо 6CG7 и ЕСС82 (пальчиковых) подойдет классическая октальная — 6H8C/6SN7.




С получением на руки образцов новой улучшенной «трехсотки» Sovtek 300B, уже известный читателю Matt Kamna *** занялся формальным обмером всех 300В, собравшихся у него. Нечто похожее на шок вызвал не тот факт, что 300В Svetlana имела рекордные показатели, но то, что и «старая» и «новая» 300В Sovtek вели себя одинаково плохо в этой компании (см. таблицу 3). Когда же автор «посмотрел» российские лампы на характериографе, то разница между ними выглядела следующим образом (см. рис. 9 а, б). Мэт, как человек творческий и крутой инженер с многолетним стажем в Tektronix, решил проблему путем снижения напряжения накала у Sovtek 300B с 5 V (штатных) до 3 V. Только после этого ее анодные характеристики заметно «выпрямились» и стали хоть как-то похожи на стандартные. Даже в этом случае удалось выжать из нее не более 7,6 Вт, что в общем-то маловато против 12,6 Вт у SV300B. После этого автор на полном серьезе заявляет, что «трехсотка» из Саратова скорее близка 2АЗ с ее напряжением накала в 2,5 V. Возможно, что после 2000 часов работы, когда эмиссия подсядет, ее можно будет включить на 5 V по накалу, но это не совсем прямой путь траты ваших денег.

*** По нашей скромной оценке статья L.Olson’a и M. Kamna в GA N№ 4/97 явилась лучшей статьей в этом журнале за прошлый год — Sound of the Machine: the Hidden Harmonics Behind THD — Звук машины: гармоники, стоящие за спиной цифр искажений. Если мы не соберемся опубликовать ее в N№ 6 «Вестника», так как статья довольно большая, то во всяком случае она появится в «Специальном выпуске» на выставке РХЭ’99 в Москве.




Как всегда, Don Jenkins поражает педантизмом и основательностью подхода к измерениям характеристик ламп. На этот раз он путем прямых измерений и составлением математической модели проверяет лампы 6550С и 6L6GC Svetlana, а также VV52B — могучего прямонакального триода нового поколения, разработанного в 95-м А. Вайшем. Обмеру и подтверждению заявленных параметров подлежали основные — m, S и Rp****. Как известно, любой заявленный параметр обладает высокой степенью доверительности только при оговоренных условиях. Так 6L6GC RCA ( по их родному справочнику времен Отто Шада) имеет Rp = 33 кОм при Ua = 350V, Ug2 = 250 V, Ug = –18V.
    Для 6L6GC Svetlana этот параметр оказался равным 53,9 кОм, причем цифра уверенно повторялась. Затем были проделаны измерения с большей динамикой, когда сигнал по входу был не 0,125 V RMS, как в первом случае, а близким к реальному, вплоть до 10 V RMS и при начальных смещениях на сетке от –12,6 V до –21,6 V. Только в этих режимах лампа стала подтверждать заявленные показатели. Как всегда, чем ближе к предельной мощности на аноде лампы, тем предсказуемей ее поведение. Начиная от –14,4 V на сетке и меньше (ближе к нулю) наша Svetlana 6L6GC имела Rp равное классической RCA 6L6GC = 30 кОм! Причем наблюдалась тенденция к уменьшению при увеличении амплитуды на сетке.
    Та же операция была проведена с VV52. При высочайшей линейности анодных характеристик (заявленных), внешне убедительных на первый взгляд, выясняется, что этот триод изменяет собственное внутреннее сопротивление от 350 Ом до 510 Ом, зависящее от первоначально установленного смещения (на аноде было 450 V, диапазон смещений от –83 V до –103 V, при раскачке сетки 50 V RMS. Смотри рис. 10, 11).
    Что же все это означает и какие практические выводы следуют из этих измерительных игр? По заявлению автора в итоговой части статьи: «... при разработке устройств на лампах, разработчикам следовало бы не пренебрегать измерениями и математическим моделированием с применением коэффициентов высших порядков (хотя бы до 3-го включительно). Описанная технология позволяет с высокой степенью точности анализировать поведение ламп в любом диапазоне изменений. Особенно это касается многоэлектродных ламп (тетродов и пентодов), параметры которых не остаются постоянными даже в пределах малых изменений по смещению на первой и второй сетках».
    И тут же, как честный ученый, Jenkins отмечает, что для практических, реальных схем не будет особой разницы, откуда были взяты параметры, лишь бы лампа им соответствовала. E. Barbour уже как сотрудник Svetlana Electron Devices (S. E. D.), а не как штатный редактор GA приводит свои изящные оправдания, суть которых в следующем: «Все лампы, несмотря на отработанные технологии их производства, даже такие архилинейные, как 845 и SV572–3, имеют разбросы параметров по крутизне, усилению и Rp в различных рабочих точках. Вполне вероятно, что «новодел» упомянутых тетродов несколько отличается от оригинальных ламп, хотя заявленные характеристики просто содраны один к одному из старых справочников. Так ведь они являются усредненными и/или «грубо» измеренными в некоторой «законной» точке и, если требуются более точные данные, тогда, конечно, без компьютерного моделирования не обойтись. Естественно инженеры на «Светлане» в Питере повторяли свои новые SV6L6GC и SV6550C в полном соответствии с динамическими параметрами «модели». Наконец, новые лампы, будучи установлены взамен старых, оригинальных, оказываются очень близкими по звуку «американской классике».
    Дистрибьютер ламп VV Ron Welborne, хозяин компании Welborne Labs, даже слегка изображает обиду. Мол, если б мистер Jenkins попытался сделать то же самое с выходными триодами других производителей, то результаты оказались подобными. Когда б кто-либо проектировал прецизионные фильтры или измерительную аппаратуру, тогда б динамические параметры нужны были, а в выходных каскадах сгодятся коэффициенты первого порядка.
    Позволим себе небольшой комментарий.
    Кроме собственно статьи с измерениями и данными, мистер Jenkins дает историческую справку по методам измерений, откуда следует, что производящие компании и окружающая их наука перед выпуском лампы в мир, проводили весьма серьезные обмеры ее, с целью детального выяснения поведения этой лампы в любых мыслимых режимах и снабжали рекомендациями по оптимальному использованию ее. Здесь же он приводит десяток схем существовавших технологий измерений от 1928 года вплоть до 50-х. Возможно, что самым разумным было бы внедрение современных методов у нынешних производителей. При этом им не вредно знать, что изделия их используются в звуковых трактах со всей спецификой, присущей звукоусилению. И характеристики должны быть, как бы мягче выразиться, снятыми с реальных образцов, а не взятыми из известных справочников. Надеемся, что это только укрепит популярность наших российских ламп в мире. — Ред.




Вновь S. Perugini после статьи с корректором RIAA делится успехами в матмоделировании вакуумных диодов. Целью является не только блеснуть арифметическими способностями, но и уточнить некоторые параметры кенотронов при работе их в цепях выпрямления. Кроме того он составил схемы с различными фильтрами и весьма точно рассчитал (а затем сравнил с результатами реальных измерений) амплитуды пульсаций токов и напряжений и, что не менее важно, их форму. Автор выразил надежду, что его материалы окажутся полезным дополнением в многоцветную мозаику нынешнего увлечения лампами, а также уверенность в том, что технологии электронных ламп и применение самих ламп в звуке еще далеко не полностью исчерпали свой реальный потенциал. (Им бы наш кризис! — Ред.)




В конце журнала, в разделе Letters, тронуло душу письмо известного корреспондента GA Марка Келли (Mark Kelly , Australia). Он сообщает, что однажды попробовал применить силовой трансформатор для двухтактного выхода на 6B4G/6C4C (как на рис. 12). Это дало ему RA-A = 2,4 кОм, при +300V питания 7 Вт мощности в полосе 20 Гц — 17 кГц (по –3 дБ), без ОС. Он так и оставил его работать дальше. Помещение было с очень большой реверберацией и уставлено железными ящиками и бочками, так что недостаток высоких в усилителе оказался только плюсом. Однако попытки и дальше применять силовые трансы в качестве выходных одна за другой заканчивались неудачей. Трансформатор в 330VA (12 см2 сечения) имел около 1000 витков в первичке и при длине магнитной силовой линии в 30 см его индуктивность оказалась не выше 6 Гн.
    С учетом того, что большинство изготовителей силовых трансформаторов декларируют мощность при максимальной индукции — 1,8–20 Тл и стараются тратить меньше меди, то как раз с большими трансами (свыше 100 VA) лучше не связываться (мало витков, индуктивность не высока). К тому же и средняя длина витка провода у них большая (из-за раздутого сечения железа), что приводит к повышенной индуктивности рассеяния. А вот старые, на Ш-железе, вполне могут сгодиться; у них и окно большое и меди тогда не жалели. Для уменьшения затрат на эксперименты, да и вообще для использования в качестве выходных, смело их рекомендуем — Ред.

**** Rp (подстрочная буква p = plate — анод) равносильно нашему обозначению Ri — внутреннему сопротивлению лампы. Но у них Ri применяется для обозначения выходного сопротивления каскада.




№ 5/98

Журналы становятся толще, но и рекламы в них больше. Однако количество полезной информации либо остается прежним, либо падает в обратной пропорции. Таков и N№ 5. Если в ходу микросхемы и транзисторы, то отчего не прицепить к ним лампы, либо наоборот — может быть слабосильным лампам помогут своим мощным кремниевым здоровьем транзисторы и m-схемы? Как раз этим, едва ли не гамлетовским, вопросом мучается Bill Chater. В итоге получился вот такой двухтактник с кремниево-ламповым каскадом в плече (на рис. 13 показана только половина). Забыл, наверное, слова поэта: «В одну телегу впрячь не можно...» и так далее. Под статью убита ровно треть журнала, жаль...




Зато после этого вдвойне приятно, что на страницах столь уважаемого издания появился репринт из Radio News за октябрь 30-го года. Статья называется «How to Use Power Tubes», то есть «Как применять мощные лампы». Этакий ликбез, начиная от закона Ома и заканчивая работой трансформатора на выходе усилителя. Чего только стоит рамка для оформления рисунка, кроме самой схемы (см. рис. 14)! Вот бы и нам так же. Так ведь нет, сожрут чистоплюи-буквоеды, бойцы за гостовские начертания схем.




От Larry опять статья, маленькая, но такая убедительная. Он предлагает двухкаскадную схему усилителя мощности, где первый каскад с закрытым входом регулируется смещением по сетке. В цепях смещения 1Q5-GT и 45 применяются батареи, в накале первой лампы тоже батарея. Ларри приводит кривую зависимости 2-й гармоники первого каскада от смещения, благо оно независимо. При изменении от –8 V до –3 V (соответственно анодный ток изменялся от 2,5 mA до 14 mA через обмотку межкаскадного трансформатора), вторая гармоника уменьшалась от 3,52 % до 0,81 %. Вот вам, пожалуйста, один из эффективных способов увеличения линейности тракта, без всяких заклинаний, пений мантр, суперкабелей и чисто серебряных разъемов (см. рис. 15, 16)!




Наконец, кроме вороха материалов на «еще одну схему двухтактника» J. N. Still’а, энтузиаст EL509/6П45С Bob Danielak публикует схему своего компактного однотактника. В противовес монстру «Magnum» (смотри в журнале далее), автор обошелся всего парой баллонов и получил 10,6 Вт при 4,8 кОм (при 2,4 кОм — 10,3 Вт). Мало сомнений — скоро наша 6П45С станет «народной» у американцев (см. схему на рис. 17).
    Здесь правда не обошлось без применения ОС и надо же, автор использовал достижения вычислительной техники в прикладной электронике — на сайте Duncan’а Munro в Internet’e отыскал анодные характеристики EL509 с управлением по второй сетке и они позволили определить рабочую точку точнейшим образом! Кстати, Web адрес Munro: http://duncanamps.simplenet.com/spicevalves.html. Там много этого добра, но чтобы воспользоваться им, нужно иметь Adobe Acrobat и Pspice программы.




Да, стоит упомянуть. В конце номера есть отзыв на книгу Aspen’а Pittmana — The Tube Amp Book. Это хозяин серьезной дистрибьютерской компании Groove Tube скомпилировал книжку, вышедшую уже 4-м изданием. В ней огромное количество схем и характеристик ламп; здесь же советы по ремонту гитарных усилителей и замене одних ламп на другие. За информацией о приобретении обращайтесь в тот же Internet: www.audioXpress.com.
У нас эта толстая книжка (800 стр.) уже есть.

Все! К моменту выхода 5-го «Вестника» N№ 6/98GA еще не подоспел и об информации в нем сообщим позднее, наверное в своем N№ 6. Материал по крупицам собирали, предоставляли, переводили и обрабатывали М. Борисов, С. Васянин, Н. Воронов и А. Б.