Откуда дровишки?

А.Белканов

Сей вопрос уместно было бы услышать от американца, западно-европейца или японца о месте происхождения той или иной лампы. Вопрос отнюдь не праздный, потому как касается не столько декларированной фирменности, но именно чьей фирмы лампа. До определенной поры Россия оставалась заповедником, этакой зоной с непримятой травой, где если написано на ярлыке «Made», например, «in W. Germany», так точно оттуда товар и поставлен, равно как и сделан был там же. Когда пришло время и мы познакомились с понятиями — distribution, dealer, retail — и прочими терминами торгово-экономического лексикона, то завораживающие названия фирм изрядно потускнели в наших глазах. Оказывается, компакт-диски валом штампуются в Болгарии, магнитофоны «Nakamichi» собирались в Китае, а шикарные с виду ботинки со всеми «мульками» и «лейблами» были пошиты в Турции, а не в Германии. Продвинутый москвич готов хмыкнуть и со всею силой столичного скепсиса заявить: «Па-а-адумаешь, Америку открыл!». Ни колеса, ни пороха, ни, тем более, закона Ома я не изобрел и вышесказанное — не новость, да только вместе с ботинками и духами неизвестного происхождения, стали у нас все чаще попадаться и лампы все того же — безродного — исполнения. Если закрались подозрения, что я за чистоту крови каждой отдельно взятой радиолампы, так ведь же нет! А за то лишь, что если эта лампа действительно с того места как на ней указано, то стоить она по всем законам рынка должна дорого. И в мире давно произошло ранжирование по ценам на товар от различных фирм производителей. Вот краткий пример для ЕСС83, от различных мировых продавцов. Данные заимствованы из журналов Stereophile, Glass Audio, Sound Practices, Vacuum Tube Valley, Hi Fi News & Record Revew и других менее известных, но не менее авторитетных. Цена приведена за 1 шт. или пару подобранных.

Как очевидно из таблицы, разброс цен может достигать 5–10 раз. Вряд ли самая дорогая лампа окажется лучше по звуку во столько же раз, да и как эти разы померять? Тогда откуда эти убийственные цены на мировом рынке и у нас в России (в Москве и в Питере, к примеру)?

Оттуда, что большинство ламп, доживших до наших дней, перешли в разряд лютой экзотики. А за нее приличные люди привыкли платить. Если вы созрели никак не меньше, чем до Telefunken ECC83 или того круче — Mullard CV4004 (армейская версия 83-й), то не стоит по-дамски падать в обморок, когда услышите цену на нее $ 25–40. Так ведь можно вовсе разочароваться в жизни, когда б захотеть приобрести Aston Martin Lagonda, а потом узнать, что этот автомобиль вам не купить никогда в этой самой жизни. Вот интересно, аппетиты выше японских и американских (при том, что хобби у них считается уделом людей с хорошим достатком), а возможностей не больше, чем у заурядного безработного тех же стран. Вывод напрашивается сам собой и озвучивать его не стану.

Пара невыдуманных примеров из жизни:

1. Обращается человек из столицы. Ему кто-то из доброжелателей присоветовал заменить в усилителе ф. Audio Note выходные лампы 5881 (отечественного производства 6П3С-Е со знаком Sovtek) на 1614 фирмы RCA, те самые, в металлическом баллоне, которые и в Штатах-то считаются лютой экзотикой*. В VTV пришлось встретить цену на них в районе $ 100–120 за штуку. А у нас-то каково? В рабочем состоянии, с нержавым баллоном и хоть какой-то гарантией эту лампу можно отыскать одну на миллион пользователей ламповой техники. И если на беду покупателя владелец лампы представляет ее потенциальную ценность, то какая должна быть цена? Однако, сошлись сначала на $ 85 (нужно было 4 шт. подобранных!!!), затем на 75. Все! Ниже опускаться — только в убыток, но покупатель как в воду канул, наверное тот же доброжелатель и отсоветовал, с перепугу. А зря: самые отъявленные аудиофилы-самодельщики в Орегонском Триодном Сообществе (Oregon Triode Society) эти лампы макают в банку с маслом и выжимают на аноде еще около 40 ватт, к заявленным 25. Так пусть наш человек, охочий до л. э., поразвлечется подобным образом, не слабо? Штатникам, видно, не слабо, к тому же за свой счет и при наличии собственного, не заемного, интереса к адским экспериментам.

2. Этот пример из разряда «поискать и найти дурака». Даже неудобно за людей, право. Из той же Москвы в питерскую «Золотую Середину» пришел заказ на 70-90 штук 6П27С. Да, это не опечатка, именно они, что в справочнике Кацнельсона и Ларионова указаны, как аналог EL34. На самом деле, это скорей КТ77 (GEC. England), или на худой конец 6СА7 (STR — серия Sylvania). Отдаленно похожую на нее выпускали в Новосибирске до недавнего времени. Так вот, нужна оказалась не EL34, не 6СА7, а именно 6П27С! Позвольте усомниться в том, что кто-то из московских производителей ламповой техники решил выпустить аппарат мелкой серией на этих лампах. Иных, кроме экзотики 1962 г., уже не надо?! Со всей ответственностью заявляю, что лампа эта не менее раритетная в России, чем довоенная WE300B в Штатах, и ценность представляет только коллекционную. А мое напускное негодование оттого, что дураков решили поискать в Санкт-Петербурге. Вроде не последний город в России, что ж вот так-то наивных лохов искать. Давно мне советовали: «Ну не пиши ты о лампах, популярность которых не велика, но весьма пригодных для звукоусиления. А то ведь вздуют цены продавцы на рынках и вовсе будет не подступиться». Грешен, порою придерживаю язык, иначе все так и произойдет. Но вот последняя новость убила наповал. Звонок из Москвы, человека интересуют 6Н7С, а то в одном московском магазине, кроме всякого электронного хлама приторговывающего и лампами, за нее просят 150 р.! Возможно это произошло после статьи Н. Трошкина о корректорах RIAA в журнале Class A в апрельском номере за 98 г., где он неосторожно занес ее в список редких. Она действительно не так распространена в толще земной коры, как рядом стоящие с ней в справочнике 6Н8С и 6Н6П, но не из разряда л. э., все-таки. Зато тот же корреспондент удивил, что до известной даты в августе 98-го 6С4С на Митинском рынке шла не дороже 40 р., а 2С4С едва дотягивала до 15 р.! Одновременно с тем сам он был удивлен, что у питерской «Золотой Середины» 6С4С стоила как до августа, так и после целых $ 10. Вот здесь-то, наверное, и стоит поделиться с читателем «законами ценообразования по-российски» на комплектующие. Опущу ровно половину секретов и выдам самые очевидные.

Во-первых, люди, промышляющие продажей электронных комплектующих профессионально, то есть живущие от торговли лампами, трансформаторами, конденсаторами и прочим электродерьмом (не примите в обиду), действительно стараются купить все это за копейки как неликвиды у разоренных предприятий, с военных складов или с рук у мелких воришек, либо старых радиолюбителей, решивших, что пора сдаваться и копить на памятник.

Во-вторых, цена при розничной продаже порою взлетает в 5–10 раз против закупочной.

В-третьих, цены в Москве и в Питере заметно выше, чем по всей России, но те же торговцы захотят купить где-нибудь в Можайске или Сарапуле за копейки и тем самым нажиться.

В-четвертых, порою цены на лампы могут оказаться выше мировых, заявленных в рекламных перечнях цен (тех самых price list’ах), публикуемых в специальных audio журналах.

В-пятых, чаще всего лампы зарубежного происхождения вытащены из списанной, отработавшей свой век аппаратуры и ресурс их работы не известен. В лучшем случае эти лампы из ЗиПов, новые, не работавшие, но как правило, без гарантии работоспособности.

Все так, и никакой пощады продавцы не заслуживают. Теперь, на правах адвоката и человека, достаточно близко знающего этот сектор мировой и российской экономики, позвольте дать замечания к каждому пункту обвинений. Не с целью оправдания продавцов (нет им оправданий!), но с желанием дать информацию к размышлению тем жителям моей необъятной Родины, кто решил, что в Центре люди сошли с ума на ламповой почве. Итак, по пунктам, согласно сказанному выше:

1. Ценник, выставляемый продавцами, ровно таков, что лампы все-таки покупают, хоть люди и вздыхают при этом — жалко расставаться с деньгами. Наиболее жадные продавцы вынуждены ловить тех бедолаг, кто не представляет реальной стоимости, либо денег у них девать некуда. Но таких мало и торговцы не умом, но интуицией начинают доходить, что если не снизят цен, то плата за торговое место им обойдется дороже, чем выручка за весь день.
    А дешево при оптовой закупке стремятся купить потому, что не хотят выводить большие деньги из оборота и «класть лампы на склад» из расчета «чтоб было». Если же они дают слишком низкую цену, того и гляди, что у них перехватят и кто-то даст больше, тогда товар уйдет. Попробуйте теперь на месте завскладом предприятия заикнуться, что мол с ними чинят беспредел. Тогда покупатель оптовой партии развернется и уйдет, либо вы все-таки договоритесь с ним на условиях, которые устаивают обоих. В конце концов, одному нужно получить деньги, а другому лампы, и «посылать» друг друга сторонам не резон.

2. Если торговец продает штучно те самые лампы, то разница с ценой опта может достигать 2–3 раз, таков закон торговли во всем мире. Для примера — таблица с ценами New Sensor, опубликованная на правах рекламы в VTV/Winter 1996.
    Разница весьма ощутима. К тому же это, пожалуй, единственная фирма-дистрибьютер, безбоязненно публикующая цены опта и розницы.
    Наконец, пусть покупателя не «душит жаба» по поводу того, сколько положил в карман продавец чистой прибыли. Тот не обязан отчитываться за свои накладные расходы, которые легко сжирают большую часть предполагаемой прибыли.

3. Появился на р/рынке «Юнона», что в Питере, чужак с «совтековскими» лампами из Саратова, это были 6922 (прямой аналог 6Н23П-ЕВ, правда прошедшие специальную отбраковку для поставки за рубеж). Он, зная цены на них на мировом рынке, решил предложить как раз по рекламным ценам «Sovtek», ну чуть дешевле декларируемых $ 8,50 на сентябрь 98-го. И был крепко не понят на рынке. Наконец цена съехала до $ 1,5 (в пересчете на рубли, конечно). Так и пришлось ему уйти восвояси ни с чем. Потому что на питерском рынке цена на 6Н23П-ЕВ была на тот момент 17–20 р., то есть дешевле его предложения. Другое дело, когда кому-либо понадобится именно 6922 для замены в фирменном аппарате, он отдаст и $ 3 и $ 5. Но такой покупатель бывает крайне редко. А залетный купец хотел сразу «убить» сложившуюся систему, понятия не имея о местном рынке ламп.
    Да, цены в Москве и Питере в среднем выше (раза в 1,5–2), чем по стране, но чтобы найти покупателя на товар по таким ценам, приходится затратить денег и труда немалых. Это и стоимость торгового места ($ 150–200 в месяц за ларек площадью 2ґ3 м) и отдельная плата за электричество и интенсивные поборы рыночных бандитов и торговля всего 8 дней в месяц, то есть по выходным дням. В будни покупатель на рынок не идет, хватает своих проблем.

4. Да, частенько цены беспардонно превышают те, что известны из западных журналов. Но возьмитесь купить лампы, трансформаторы, конденсаторы и проч. у зарубежных поставщиков. Дополнительно вы заплатите за пересылку, таможенную пошлину и еще той компании, которая организовала это дело. Выйдет как минимум в полтора раза дороже, о сроках не говорю, порою это тянется месяцы.
    Есть еще один фактор, который сильно повлиял на западные цены, отчего произошло длительное сдерживание их, несмотря на растущий спрос, отчего наши цены на л. э. вырвались вперед. Три года назад минобороны Штатов решило окончательно распроститься с остатками устаревших ламп. И с теми, что вылежали свой гарантийный срок, а равно с теми, что шли в устаревшее оборудование. Назначены были электронные торги, где начальная цена предложения, к примеру на 6SL7GT (6Н9С с ромбиком военной приемки), была всего 7 центов. Так скажем, цена чисто символическая. Торги довели ее до 25 центов, и естественно цена предложения у больших компаний дистибьютеров резко упала вплоть до... $ 1,5–1,75. Сейчас она вновь подросла до $ 3,5–5. Но ведь это их родные лампы, которых много и они все фирменные по определению! Может наши и не хуже будут, зато не имеют клейма RCA, Tung-Sol или Kenrad. По известным причинам зарубежных ламп у нас мало, вот они и стоят дороже. Хотя свои парадоксы здесь есть, как без этого. Мой американский знакомый был нимало обескуражен, когда в усилителе (ламповом) обнаружил российские лампы 6Н8С со знаком Sovtek, но рядом на баллоне присутствовало клеймо московского электролампового завода и дата — 1956 г. Конечно, он знал, что такое NOS (New Old Stock — старые, но не бывшие в употреблении) и что отношение к ним Sovtek имеет только по наличию штампа и проверки, если она была. Удивился он тому, почему кроме Sovtekа никто больше клейма не ставит, хотя поставляют в Штаты несколько торговых фирм.
    Таким вот непрямым образом наши старые лампы приобретают реальную долларовую стоимость. И пока они не покинули границ, продолжают стоить гроши, а зарубежные, которых мало, будут стоить многократно дороже, хотя качество тех и других окажется вполне сравнимым. К тому же у бывшего советского человека еще с прошлых времен осталось неискоренимое уважение к фирменному продукту. Он готов отдать деньги за «фирменность», отсюда и цена предложения.

5. Все верно, есть возможность «попасть на деньги» и купить подсевшие лампы, которые произошли из какого-нибудь магнитофона или генератора. Тогда при покупке внимательно обследуйте баллон лампы, нет ли на нем желтоватого налета напротив открытого катода, либо серых разводов — показатель того, что лампа долго и тяжело трудилась. Кроме того, чтобы пятно геттера не было дырявым, как сито. Убедитесь в состоянии ножек лампы, на них могут быть следы многократных вставлений в панельку. Одно это еще не показатель возраста лампы, но штырьки не должны быть погнуты или носить следы зеленоватого окисла меди (штыри пальчиковых ламп перед никелированием должны обязательно медниться).
    Покупка фирменной лампы у российского продавца имеет свой плюс — можно договориться о возврате при обнаружении брака. Только условьтесь, что это будет именно та лампа, которую вы взяли и не собираетесь подменивать. Пусть на ней маркером будет стоять какой-нибудь значок, потом его можно безболезненно стереть.
    Присутствует еще один плюс. Остается твердая уверенность, что лампа не «левая», то есть на китайскую или югославскую не поставили клеймо Siemens, STC (очень авторитетная английская компания, известна выпуском ламп для спецтехники) или Brimar. Как правило, оборудование прошлых лет поставки комплектовалось «честными» лампами. Не хочу бросить камень в китайский или югославский огород, но именно их лампы в последнее время наиболее подвержены «ложной» маркировке. При том, что они могут оказаться очень приличного качества, покупатель должен быть уверен, что заплатил за настоящий Philips или Amperex. Хотя ему просто невдомек, что та же американская Amperex в начале 60-х стала принадлежать Philips, а фабрики концерна были разбросаны по всему миру и к тому же руководство не стеснялось ставить на своих лампах то клеймо, которое считало нужным. Кто сейчас удивится, что процессор для Pentium II-300 сделан в Малайзии, хотя носит значок AMD? Эта практика началась с момента, когда RCA финансировала разработку триода «50», порученную фирме Westinhaus. Последняя его и производила, но отдавала полностью все RCA, а та, не краснея, ставила свой красивый значок. Выгодно было обеим фирмам, покупатель же оказывался счастливым обладателем «RCA 50». Шел тогда 1929-й год.
    Надо признаться, что докопаться до правды очень не просто, ведь наружу эта информация не выходит. Однако, так ли она нужна всякий раз?
    Резюме к п. 5 будет таким: любые подделки могут оказаться в фирменных аппаратах, пришедших с Запада за последние 3–5 лет. А вот если вы покупаете лампу у некрупной российской фирмы, то здесь можно ожидать почти 100 % гарантий, что лампа «честная». Перемаркированные лампы в нашу страну еще долго не придут, так как у нас нет мощного организованного рынка подобной продукции, а челнокам ввозить лампы из-за границы нет смысла — не выгодно. Одновременно с этим, вряд ли кто-то отважится ориентировать свой бизнес по перемаркировке ламп — спрос на л. э. исчезающе мал.

6. Осталось дать небольшое разъяснение по поводу цены в 40–50 р. за 6С4С на рынке в Митино (Москва) и $ 10 за ту же лампу у «Золотой Середины» в Петербурге. Дело в том, что это цена за «парную» лампу, то есть подобранные по всем правилам они стоят $ 20. Теперь представьте, что пришлось прогнать не один десяток ламп по спектроанализатору в реальном выходном каскаде, а до этого все они прошли термотренировку в три рабочих дня, да сколько из них отошло по причине малой эмиссии, равно как и завышенной против паспортной. На все операции требуется и время и люди, обладающие достаточно высокой квалификацией. К тому же лампы продаются с гарантией, чего не обеспечивают рыночные одиночки. Отсюда и высокая цена.
    Может показаться, что я, как могу, защищаю спекулянтов на рынке радиокомпонентов и одновременно рекламирую деятельность «Золотой Середины». Пусть так, но в действиях их проявляются начала цивилизованной торговли и смысла в ней больше, чем в деятельности наших заводов, производящих эти самые радиокомпоненты. Где они? Огромный завод «Светлана» не имеет ни единой торговой точки в России!!! Зато гигантский корпус, в котором раньше производились приемноусилительные и генераторные лампы, отдан в аренду под торговый центр «Светлановский». Ну, так давайте всю «Светлану» приспособим под склады и автостоянки, может быть они больше толку дадут? Именно спекулятивная деятельность одиночек и небольших фирм дает возможность приобрести нам, самодельщикам, нужные элементы. Осталось только ясно себе представлять, что чем выше наши требования к лампам и прочему, тем больше за это придется платить.
    Ниже приведена таблица с усредненными ценами на отечественные и импортные лампы, по которым их можно приобрести на рынках Москвы и Питера. Кроме них даны цены на конденсаторы, трансформаторы и резисторы, популярные среди аудиотворческих людей. Все указанные цены не носят характера рекомендательного. По каким ценам покупать и по каким торговать, пусть решает каждый.

А. Б. ноябрь 1998 г.

* Предлагаю на полном серьезе аббревиатуру — л. э. Можно употреблять рядом с названием аппарата, лампы, р/элемента в колонках «куплю/продам»