-С чего все началось?
-Начиналось лет 10 назад, еще в школе, когда я раз работал транзисторный усилок. Потом
производил диктофоны и плееры в корпусах «Квазар». Серьезно занялся лампами в 93-м, когда купил
«Прибой». Сперва угробил свой, потом переделывал чужие. Перепробовал кучу вариантов на базе его
основных деталей. Потом были первые трансы собственной намотки, самостоятельные
ламповые конструкции. С 1995 года мы стали заниматься производством ламповых усилителей.
-Как возникла идея производства КIТ'ов?
-Поначалу мы продавали только готовые усилители . Потом к нам стали обращаться люди, которые
просили продать трансформаторы или схему отработанного нами усилителя. Вскоре появились те,
которым был нужен комплект деталей для сборки собственными руками. Им хотелось творить, а не
искать комплектацию. На сегодняшний день мы делаем упор на этот вид продукции, считая
перспективным именно его.
-Какие лампы ты предпочитаешь и почему?
-Использую 6Н6П — отличный драйвер, у нее низкое внутреннее сопротивление, большая мощность на
аноде. Широкий раскрыв, за счет чего хорошо переносит перегрузки. 6Н7С, у нее неплохая мощность и
геометрически правильная форма электродов (unipotential), она применяется у нас как драйвер для
раскачки 6С4С. 6ПЗС — прототип всем известной RCA 6L6, мы всегда помним что Отто Шад разработал
ее для звукоусиления.
По поводу 6С4С у нас в стране сложилось предубеждение — мол, двуханодная и за счет разницы
половин кривая (а ее прототип 2АЗ — одноанодная, потому и хорошая). Во-первых, аноды внутри этой
лампы пока никто не измерял, во-вторых, родная RCA 2A3 - двуханодная, с одним анодом ее делает
только саратовский «Рефлектор» под именем 6B4G, но пусть она звучанием оправдает свою
одноанодность. Если хотите, даю 50 баксов любому, кто покажет мне родную 2АЗ с одним анодом.
Кроме того, используем 300В, производства Svetianа Electron Devices. Она гораздо дороже, чем
300В Sovtek, но овчинка стоит выделки — качество и баллона, и электродной системы у нее на
порядок выше, подбирать их по парам легче, в отличие от саратовских. Что же касается ее звучани я
против «совтековской», то тут комментарий один — она просто вне конкуренции!
-Твое отношение к медному шасси, спецкабелям и прочей... экзотике?
-Можно сделать усилитель весом 200 или 300 кг, намотать трансформатор размером со шкаф
(по этому поводу могу порекомендовать обратиться к специалистам привода электровозов: они в этом
хорошо разбираются,да и вес железа подходящий). Можно выполнить разводку медью 99,(9) или
поставить в фильтр конденсатор с суммарной емкостью в 1 фараду. Можно применить лампу, которых во
всем мире 10 штук (правда, если она сгорит, их останется лишь 9, и тогда...). Однако стоимость
всего этого удовольствия будет запредельной. Я считаю, что экзотике время появиться лишь тогда,
когда с точки зрения формальных электрических и механических параметров в твоем усилителе все
вылизано. Тогда — да, можно начинать охоту за своим собственным звуком — это для себя и за свой
счет. А производить надо много и за доступные деньги. Что толку с усилителя, куда напихана масса
фирменных деталей, если в результате дай Бог продавать их по штуке в год?
-Существуют ли усилители для разных музыкальных жанров?
-Да! Музыку нельзя представить лишь набором звуковых частот. Разные жанры, стили, инструменты,
тембры, разные... искажения. Для рок-музыки важна не столько предельная чистота звучания, сколько
драйв и напор,а для камерной — наоборот, нужна ясность и спектральная сбалансированность. Нельзя
навязывать трэшеру аппарат, который не умеет играть жестко. Он развернется и уйдет, сказав
напоследок что-нибудь обидное.
-Ты мотаешь трансформаторы и на Ш-, и на ПЛ-железе. Чем обусловлен выбор?
-Это касается больше технологий, нежели каких-то особых качественных различий. Если
РР-трансформатор мотать на броневом сердечнике, то для полной симметрии необходимо использовать
двухсекционный каркас либо мудрить с расположением секций, в противном случае его
можно будет использовать только в классе А, потому что разброс половин в А В недопустим —
возрастают фазовые искажения, увеличивается 3-я гармоника, плохо воспринимаемая на слух...
Поэтому рациональнее делать РР на стержневом сердечнике. Делаем РР - трансы с воздушным зазором,
что дает возможность использовать лампы с большим разбросом анодных токов, да и динамические
характеристики получаются более устойчивые. SE-трансы — более сложное изделие. Здесь мало
задаться только коэффициентом трансформации и индуктивностью. Необходимо промоделировать его
поведение в выходном каскаде при разных уровнях подмагничивания. Для этого мы изучаем материалы
магнитопроводов, трансформаторные стали. Проводится оптимизация зазоров и влияние их на состав и
форму гармоник, фазовые искажения. Большую роль играет коэффициент заполнения окна, его форма,
сечение. Исходя из всех этих условий, в SE-трансформаторах более оправдано использование броневых
сердечников — и шихтованных, и ленточных. В расчетах мы используем методики, предложенные
Dr.Partridge'eM и Цыкиным, технологии Magne Quest и United Transformer Co. Тем покупателям, на
которых мы ориентируемся, требуется не некий «идеальный» звук — им нужен надежный
трансформатор по приемлемой цене, нужна отработанная и выверенная модель — то есть модель серийная.
-Возвраты бывают?
-Да, конечно — нельзя же нравиться абсолютно всем. Мы всегда пытаемся разобраться в тех
претензиях, которые к нам предъявляются. Если они обоснованы и совпадают с результатами наших
проверок — мы производим либо обмен товара, либо возврат денег. Такие случаи помогают
выявить недочеты в изготовлении или понять, какие требования предъявляются к тому или иному
продукту.
Бывают и другие случаи — клиент покупает, допустим, пару выходных трансов. Через неделю ему
приходит в голову, что это «не тот звук», и он хочет вернуть их нам, под любым предлогом.
Понимаешь? К изделию не предъявляется никаких претензий, кроме одной: «Вчера мне это нравилось, а
сегодня — нет. Верните мне, пожалуйста, деньги». Такие люди, noхоже, просто не понимают, что за
капризы типа «хочу — не хочу» надо платить, ведь их ммм... настроение — это не аргумент, к
которому следует относиться с уважением.
-Большой спор» PP-SE. Ты на чьей стороне?
-А можно, я останусь в стороне от общего спора? Мы цинично производим и РР, и SE и
предоставляем право окончательного выбора покупателям. Читая западные издания, замечаешь: никто
не считает SE или РР панацеей. Никто не призывает покупать, например, только РР и тем самым
решить все проблемы со звуком. Выбор между ними — дело личного вкуса, технических и финансовых
возможностей покупателя. В России это вопрос прежде всего моды и аудиомифов «звучит — не звучит».
Мы не раз сталкивались с покупателями, капризно желающими SE, хотя звучание РР их вполне
устраивает . Этим людям все время приходится решать задачи по согласованию своего «хочу!» и
количества денег в кармане. К примеру, 25 Вт однотактных стоят гораздо дороже той же двухтактной
мощности. И наивное незнание этого факта не освобождает от ответственности платить за свои причуды.
-Нынче модно обходиться минималистской схемой — один, от силы два каскада
перед выходной лампой, и часто это решается в лоб — SRPP, перевернутый
каскад, т-повторитель, повторитель Уайта... Чему ты отдаешь предпочтение?
-В свое время я тоже переболел сложными каскадами с навороченной многоэтажной конструкцией,
поэтому могу уверенно сказать, что все это — прогрессивная ерунда. Усложнение каскада изнутри
просто обязано дать свой негатив в звучании.
Дело в том, что «поженить» между собой несколько ламп,нагородив их друг на друга с целью
добиться общей линейности и «никакого» выходного сопротивления при большом усилении — это
формальная сторона инженерной практики, и похоже на звуковую алхимию с элементами
начальной электроники: вот попробую сложить так, а теперь иначе, в третий раз еще как-нибудь...
Если в этой машинерии нет тонкого ощущения цели, то все эти электронные игры впустую. Нужно
«быть внутри» схемы, гулять по ней, знать, что происходит в ней каждый момент, вот тогда удается
нащупать что-то живое, отвечающее за звук. Мы хорошо знакомы с работами М. Kelly, любящего
схемные навороты, с идеями D.O'Rourk'a — изящно выпрямляющего эти навороты,с кружевными
излишествами из раздела автоматического управления в схемах A.Kimmel'a. Однако против них есть
строго очерченные мысли и эксперименты LOIson'a и M.Kamn'a, где все тонко измеряется и слушается.
Оказывается, по их мнению, обычный каскад с анодной нагрузкой имеет хвост с самым плавным
снижением продуктов искажений. Из истории нам известно, что популярные схемы Уильямсона, Хафлера,
Уолкера, Макинтоша были построены как раз на таких вот консервативных каскадах. Мы также пришли к
простым схемным решениям, на ощупь.
-Мог бы ты создать что-либо эксклюзивное, ну в самом деле что-то убойное,
хотя и дорогое? Вон наши умельцы на прошедших выставках Hi-Fi Show'S8
и РХЭ'98 представили нечто, способное конкурировать с дорогими западными
моделями.
-Вопрос на вопрос: а кого мы хотим удивить и доказать, что не дураки и разбираемся в данном
предмете? И кому от этого проку выйдет? Делать один экземпляр полгода нам не по карману — жрать
будет нечего. Сделать эксклюзив серийным — нонсенс. Другое дело, я допускаю возможность
представить на выставке концептуальную модель, как это принято у автомобилестроителей, так
сказать, для пущего престижу.
Наш же фокус в том, что мы разработали серийный, по-настоящему доступный аппарат с достойным
звуком. К этому, кстати, стремятся большинство инофирм, так как серийность дает гарантию
надежности и хорошей повторяемости качественных параметров. Пусть не будет секретом для всех:
когда ты получил деньги на единственный экземпляр, то в сжатые сроки пытаешься слепить его и
отдать с глаз долой. Отлаживать и переделывать нет ни времени, ни денег, и зачастую аппарат уходит сырым,
с «неотшлифованным» звуком, хотя внешне он более привлекателен, чем серийный. Да на эту
красоту денег ушло больше половины! К звуку бронзовые таблички и художественная резьба по
дереву не имеют ни малейшего отношения, это за отдельные деньги.
Другое дело, когда задумывается серийный аппарат. Здесь каждый проводник и каждый винтик на
своем месте. При наших невеликих объемах такая серийность не вредит — ведь известно, когда
конвейер включен на максимальную скорость,то самое трудное — удержать стабильность комплектации и
качественные показатели. Конвейера у нас нет, мы даже печатный монтаж не применяем, только
навесной.
-Что нас ждет осенью?
-Сейчас мы развиваем идею аудиопосылторга: собираемся организовать продажу по почте
комплектации и КИТ'ов в любую точку России, чтобы клиентам не приходилось ехать в Питер за
дефицитным выходным трансом или хорошего качества трехсотками, а почтовые расходы всегда меньше,
чем цена билета. Посылать будем все — от любых памп до выходных трансформаторов на заказ.
К осени планируем выпустить RIAA-корректор и первый в нашей стране DAC — готовые аппараты и
КИТ'ы.
-Раньше фирма называлась «А&Т Sound». Почему она сменила название на «Золотую
середину»?
-Во-первых, всяческих sound'ов, audio'oв и прочих lab'oв развелось, как нерезаных собак, и
публике это изрядно надоело, она их уже не различает. Во-вторых, господа, мы все-таки в России
живем и родной язык здесь еще не отменен. В-третьих, новое название более точно отражает наш
подход к делу.
P.S. Желаете правды из первых рук? Звоните, приезжайте. Если появилась золотая середина, то с
ней, может быть, и русский хай-энд не за горами.
|