ИЗМЕРЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ВЫХОДНОГО ТРАНСФОРМАТОРА.
Menno J. Van der Veen

Glass Audio 5/97

В номере 1/95 Рик Берглунд опубликовал интересную статью об измерениях OPT (output transformer)1. Как разработчик широкополосных выходных тороидальных трансформаторов (компания Plitron, серия PAT) 2,3, я был рад появлению столь весомого материала, где указаны инструменты оценки. Я испытал его методы и нахожу, что они оправданы и надежны. В его статье содержатся также важные положения, которые, я полагаю, требуют особого внимания:
    «Трансформатор с наименьшим значением тока и наиболее прямой линией зависимости тока от поданного напряжения, даст наименьшие искажения по басу... Трансформатор с высоким значением индуктивности первички не обязательно даст минимум искажений по отношению к трансформатору с меньшей индуктивностью... Высокоиндуктивный трансформатор может обладать весьма нелинейной зависимостью тока от напряжения.»
    Что все это означает? Что происходит в выходном трансе? Как и почему он искажает поданный на него сигнал? Как можно избежать этих искажений? Какой процент искажений плох? С этими вопросами я и приступил к измерению индуктивности вторичной обмотки.

Измерение индуктивности вторичной обмотки

На рис. 1 (из статьи Берглунда) представлена схема измерений. Напряжение частотой 20 Гц или 25 Гц подано на выводы 0-8 Ом. Первичная обмотка остается разомкнутой, поэтому, соблюдайте осторожность, так как напряжение на ней может оказаться очень высоким. Результаты измерений Берлунда сведены в табл. 1; я же привел эти значения в виде графиков на рис. 2 и добавил измерения на тороидальном РАТ4006. Правда частота была не 20 Гц, а 25 Гц, с тем чтобы уравновесить условие измерений, так как вторичка у Т4006 рассчитана на 5 Ом против 8 Ом в образцах Берглунда.
    Графики имеют ощутимые различия и причина тому в разных конструкциях и применяемых материалах. Минимальные значения тока указывают на максимальную индуктивность. Из-за того, что точек измерения недостаточно, кривые представлены довольно грубой аппроксимацией, поэтому я увеличил число измеряемых точек и представил РАТ4006 на рис. 3. Из графика видно, что поведение Is/ Vs (индекс S — secondary, относится к вторичной обмотке. Прим. переводчика) подобно прямой линии в очень широком диапазоне. Очевидно это удовлетворяет требованию, выведенному Берглундом в статье. Однако, линейность может быть выражена языком аналитическим, то есть, более детально: при абсолютной линейности, отношение Vs/ Is в любой точке , должно быть величиной постоянной (рис. 4). При том, что индуктивное сопротивление со стороны вторички велико, очевидно явное отклонение от прямой линии. В соответствиии с этим, в определение Берглунда о линейных свойствах трансформатора я внес бы дополнения: линейность характеристики 4 (VJ может быть рассчитана как импеданс вторички Zs = Vs/Is(Vs).

Вычисление индуктивности

Что же представляет собой отклонение от прямой линии значение индуктивного импеданса, и чем это вызвано? Чтобы ответить на этот вопрос , мы должны исследовать поведение материала сердечника. Из рис. 4 явно следует, что девиации вызваны эффектами, происходящими в железе и ничем иным. Чтобы нащупать их, я изобразил эквивалентную схему трансформатора для низких частот со стороны вторичной обмотки (рис. 5). Ris — активное сопротивление меди вторички. Потери в железе на гистерезис и вихревые токи представлены Rc Третий элемент в схеме — индуктивность вторичной обмотки. Чтобы формализовать реакцию этой цепочки, я намеренно исключил влияние потерь в железе, которые заметно проявляются только при насыщениии . На средних уровнях мощности соотношение Vs/Is от частоты выглядит так:
    Vs/Is = Ris + i + 2pfLS   , i=Ц-l   (1)
    Удалив мнимую часть в формуле, затем можно вычислить Ls:
   
    Величина активного сопротивления измеряется просто,тогда можно вычислить значение Zs для любой частоты (естественно Vs/Is должны быть измерены по схеме на рис. 1).Результаты представлены графиком на рис. 6 , тогда как на рис. 7 приведен график индуктивности со стороны первичной обмотки, вычисленной по известной формуле:Lp=Ls х (Np\Ns)2. Np и Ns означают число витков в первичной и вторичной обмотках соответственно.
    Из графика видно (равно как из расчетных значений), что величина 4 непостоянна. Так как Ris очень мало (0,18 Ом), кривая зависимости 4 от напряжения на вторичке будет повторять ход кривой Vs/Is . Вот теперь мы с полным правом можем задаться вопросом более предметным: что же заставляет изменяться индуктивность вторички?

Исследование сердечника

Когда ток проходит по виткам катушки на сердечнике, он образует магнитное поле и частицы (или группы частиц, называемые площадками Вейсса, в просторечии — доменами) начинают разворачиваться и сдвигаться (эффект магнитострикции). И чем легче они разворачиваются (затрачивается меньшая энергия), тем выше плотность магнитного потока в сердечнике (индукция). Тем самым магнитное поле сильнее влияет на разворот всех доменов в одном направлении. Их подвижность и соотношение ориентированных площадок к развернутым произвольно выражается относительной магнитной проницаемостью mr . Чем выше это значение, тем сильнее реагирует сердечник на поле, созданное вторичной обмоткой.
    Все изменения в ориентации доменов порождают сложные частные магнитные взаимодействия площадок между собой, приводящие к специфическому шуму на концах обмотки. Оно имеет название «эффект Баркгаузена» и его величина зависит от качества используемого железа. Важным критерием при выборе материала сердечника является малость эффекта Баркгаузена. В результате mr, влияет на величину и нелинейность Ls:
    LS = (m0ґ mr ґ Ns2 ґ l m ) / A    (3)
    где m0 = 4m х 10-7, Ns — число витков вторички, А — площадь сечения магнитного сердечника, lm — длина средней магнитной линии в сердечнике. Последние имеют размерность метра.
    Для формулы 3, в применении к выходному трансформатору, все составляющие постоянны, кроме mr . Так как mr оценивает подвижность магнитных частиц в материале сердечника, то открытие самой подвижности (факт научный) и может служить дальнейшим объяснением нелинейного поведения mr . При насыщении сердечника, все домены развернуты Е; одном направлении и не могут развернуться куда-либо, для занятия более «лучшего» положения. Соответственно магнитная проницаемость mr почти равна нулю. При очень малых уровнях намагничивания, взаимодействие полей внешних и полей собственно доменов таково, что возникает равновесие, и это позволяет удерживать домены в первичном состоянии. Опять mr невелико (начальная проницаемость). Где-то между этими двумя крайними точками способность к движению у доменов оптимальна, тогда и mr достигает максимального значения. Это находит отражение на рис. 6 и рис. 7.
    Представьте теперь, что указанная подвижность является главной причиной того, почему энергия (звуковая) из выходных ламп может быть трансформирована в энергию излучения громкоговорителя. После этого станет понятно — трансформатор очень «непростое» устройство и поведение его далеко от линейного.
    Сравните сложность процессов (их нелинейность) в трансе с работой лампы, чей анодный ток подчиняется четким и простым правилам, или взять транзистор, где существуют чисто логарифмические соотношения. Они просты и очевидны в сравнении с OPT (outpirt transformer). Тогда отчего же не выбросить его вовсе? Да оттого, что на самом деле он не так плох как кажется и звучит просто здорово. Я попытаюсь объяснить это, рассмотрев присущие ему нелинейности.

Вычисление искажений ОРТ

В начале возьмем для рассмотрения двухтактную схему, стандартно изображенную на рис.8. Каждая лампа в плече имеет эффективное сопротивление (внутреннее) rP. Вторичка ОРТ подключена к громкоговорителю с импедансом ZL. Положим,что сопротивление нагрузки независимо от частоты и постоянно. На стороне первичной обмотки оно приобретает величину Raa, равную почти 2 кОм для РАТ4006. На рис.9 показан низкочастотный эквивалент этой цепи со стороны первичной обмотки.
    Выходные лампы здесь заменены источником напряжения с последовательно вкпюченным резистором 2 х rP (В этой дискуссии я опускаю активные сопротивления проводов обеих обмоток, так как влияние их на нелинейность минимально). Теперь наш усилитель начал работать и между анодами на сопротивлении Raa появилось переменное напряжение, а значит потек переменный ток по цепи на рис.9.
    Ток, проходящий через индуктивность порождает магнитное поле, которое в свою очередь создает напряжение на концах вторичной обмотки ОРТ. Но если Lр (в силу уже известных нам причин) непостоянно, то и ток испытывает искажения. А вот напряжение на выходе, будет ли оно иметь те же искажения? Природа искажений была исследована Dr. Partridge'M . На рис. 10 показаны результаты его измерений на сердечнике с 3,5 % содержанием кремния. На ординате отложены искажения по току в процентах, по абсциссе — ппотность магнитного потока, то есть индукция в теслах (Тл). ( Плотность магнитного потока есть число магнитных силоных линий, проходящих по сечению с площадью А.) Кривые на графике означают соответственно 2-ю, 3-ю, 5-ю гармоники соответственно.
    Для оценки искажающих свойств ОРТ в общем виде, я предположил, что образцы трансформаторов на рис. 2 (характеристики тока) имеют тот же материал сердечника, что и на рис. 10 (характеристики токовых искажений). Чтобы получить Bmax (амплитудное значение) , необходимо воспользоваться значением Vs (напряжение на вторичной обмотке) по формуле 4:
    Чтобы вычислить искажения по напряжению, Партридж предложил следующую формулу:
       
    Теперь мы имеем полную необходимую информацию для оценки искажений по напряжению на любой частоте и выходном напряжении, в предположении, что материал сердечника тот же, что указан на рис. 10.

Влияние самих ламп на искажения

Я использовал вышеуказанную методику для вычисления искажений трансформатора РАТ4006 при работе с четырьмя 6550WA (Sovtek); в каждом плече двухтактника по две лампы параллельно. В пентодном включении эффективное сопротивление (суммарное, т. е. 2rP ) равно 7,5 кОм, в ультралинейном (40 % отвод от первички) — около 2 кОм. При включении триодами, сопротивление равно 750 Ом*. Подсчитанные искажения отражены на рис. 11, 12 и 13 соответственно.
    Отсюда вытекает общее правило: чем меньше внутреннее сопротивление источника (в данном случае лампы), тем меньше искажения. В своей статье Hodgson использует этот вывод для объяснения того, почему триоды звучат лучше, чем пентоды. Взяв предложенные Партриждем выкладки за основу, я нашел, что искажения ОРТ при работе с триодами действительно ниже, чем с пентодами. Так что я согласен с общими выводами Т. Hodgson'a.
    На рис. 14 отражена ситуация, когда частота сигнала равна 50 Гц вместо прежней 25 Гц, лампы в ультралинейном включении. Искажения в этом случае много меньше, чем при 25 Гц. Еще одно общее правило: с повышением частоты, искажения в трансформаторе падают. В дальнейшем я покажу важность этого эффекта в объяснении специфического характера звучания ламповых усилителей.
    Из рис. 15 становится понятен следующий вывод: с уменьшением индуктивности LP искажения резко повышаются. В этом случае я предположил, что ток в РАТ40С6 в десять раз больше против того, что на рис. 2, что является результатом десятикратного уменьшения индуктивности. Это вполне объясняет, насколько важна величина LP для получения неискаженного звука на низких частотах.
   

Насколько же плоха нелинейность?

Во всех графиках искажений можно отметить явную однородность. По ним не разглядеть изменений mr, равно как Lp и Ls не выглядят определяющим фактором. Кое-как вариации Lp и Ls проявляются в формуле (5), хотя искажения выходного напряжения заметно меньше токовых. Только на пороге насыщения , где указанные индуктивности резко падают, искажения начинают стремительно расти. Довольно неожиданный результат; как же все это понимать? Математически можно без особого труда вывести, что ниже точки насыщения, искажения напряжения малы и почти не зависят от колебаний mr, когда выполняется условие:
    2p fLP>> R экв   (7)
    Таким образом, большая индуктивность первички выполняет роль абсолютно существенную в удержании искажений на низком уровне, так как только ее величина влияет на удовлетворение неравенства (7). В момент равенства левой и правой части, искажения приобретают большую зависимость от mr. Примером тому служит график на рис. 15, где LP взята в 10 раз меньше. Так что, ОРТ с большой индуктивностью (и следовательно малыми токами, измеренными по методу Берглунда), является условием получения малых искажений.
    Порою, однако, требуется спроектировать трансформатор с невысокой индуктивностью первички. Такое случается с однотактными трансформаторами, когда необходимо создать баланс между насыщением и по переменному, и по постоянному току. А это приводит к получению индуктивности гораздо меньшей, чем в двухтактнике. Условие (7) не может быть выполнено, остается лишь обеспечить постоянство mr. Мы можем это реализовать двумя путями, выбором специального материала сердечника и точной настройкой ширины зазора.
    Каков же окончательный результат моих поисков? Я готов добавить условие (7) к методам тестирования Берглунда. Оно является важным при оценке насколько плох или хорош ОРТ для определенных применений, поскольку по спецификации на трансформатор этих выводов сделать нельзя. Мы должны максимально точно сформулировать требования к ОРТ и выглядят они следующим образом: R экв и нижняя частота работы должны быть сравнимы с индуктивностью первичной обмотки. Только после этого можно заключить, насколько оптимально применение данного трансформатора.

НЧ характеристика и звучание в этой области

У меня накопилась огромная информация с объяснением специфического характера звучания ламповых усилителей. Я сосредоточился главным образом на звучании баса, так как именно здесь искажения выходного трансформатора доминируют над всеми искажениями схемы. Формула (7) дает значение частоты, ниже которой искажения по напряжению становятся угрожающими.
    На выходе усилителя, чьи искажения ниже 40 Гц резко растут, мы намеряем хвост из гармоник: 80 Гц — вторая, 120 Гц — третья и так далее. Когда мы станем слушать этот сигнал, то услышим не продукты искажений, а сильный, богатый бас.
    Этот тест выявляет удивительную способность нашего слуха конвертировать набор искажений в основную составляющую. Нам слышится 40 Гц и, благодаря присутствию гармоник, этот тон воспринимается громче и интенсивнее. Также был проведен опыт, когда на выходе усилителя основной тон удалялся и оставались только гармоники6. В этом случае казалось, что мы ясно слышим этот тон, гармоники словно воссоздавали его.
    Указанный эффект имеет место только в басовой области, когда середина и высокие остаются неискаженными. Таким образом эти искажения проявляются не как хрипы, но как вполне приемлемое для уха звучание, ничуть не раздражающее.
    Но что же произойдет, когда мы используем выходной трансформатор с очень большой индуктивностью? Может быть, это удивит вас, но бас будет звучать мягче. Искажений не возникает, вы слышите только чистый тон. Это обнаружилось при работе с PAT 4006.
    Во время теста я заметил, что звучание тороидального транса несколько мягче, чем звук трансформатора на Ш-железе с невысокой индуктивностью (всего ЗО Гн). Частотная характеристика, благодаря громадной индуктивности тора, протягивается вниз гораздо дальше, чем у обычного (Ш-пластины). Вроде бы бас должен восприниматься громче, но это не так. Соображения, приведенные выше, как раз объясняют этот факт, а я оставляю вам судить, насколько желаемы или нет искажения в басу.
    Высказанная теория проясняет,отчего же выходные трансформаторы в разных приложениях могут звучать различно. Она же объясняет, отчего в гитарных усилителях они играют решающую роль в создании специфического тонального баланса и почему трансформаторы с солидными размерами не используются там. Эта модель способна объяснить, почему в качественных hi-end аппаратах мы встречаем трансформаторы огромных размеров: они таковы, чтобы искажения на низких частотах были низки насколько возможно. В этом свете тороидальные ОТ как раз следуют выдвинутой теории.

Коэффициент демпфирования

В предыдущем обсуждении и взаимодействии акустики и усилителя я исходил из того, что последний работал без ОС. Я также полагал, что в нашем распоряжении нет громкоговорителя с постоянным импедансом, не зависящим, от частоты. Представьте теперь идеализированный усилитель с абсолютно линейной частотной характеристикой, линейностью передачи без искажений и совершенными временными параметрами.
    Такой вот «идеальный» прибор, при подключении его к нормальной акустике с гуляющим импедансом, может вызвать специфические эффекты. Нет, я не имею в виду, что усилитель начнет возбуждаться. Я говорю о совершенно другом эффекте, ранее изученном и до ныне остающимся очень важным, рис. 16 представляет эквивалентную схему усилителя и подключенную к ней нагрузку ZL.
    Выходной импеданс усилителя Zвых определен формулой (8):
    Zвых = ( Ns / Np ) ґ (2rP + Ris )      (8)
    Благодаря совершенной частотной характеристике и отсутствию общей обратной связи, выходной импеданс такого усилителя будет частотнонезависим. Положим, что усиление равно А при входном напряжении Vin . Тогда выходное напряжение Vout на клеммах акустики будет определено формулой (9):
   
    В этой формуле коэффициент демпфирования представляет собой отношение импеданса нагрузки к выходному сопротивлению усилителя DF = ZL/Zout. паспорте на усилитель обычно указан импеданс нагрузки в 8 Ом, так что при выходном сопротивлении усилителя в 2 Ом, DF= 4.
    Однако в реальной ситуации из-за того, что импеданс громкоговорителя изменяется с частотой, действительный коэффициент демпфирования постоянным не будет. Следовательно, как показывает формула (9), напряжение на входе динамика будет также изменяться с частотой.
    Но, большинство громкоговорителей спроектированы на то, чтобы напряжение на зажимах поддерживалось постоянным во всем диапазоне частот и, таким образом,давление на оси (SPL — Sound Pressure Level) оставалось бы постоянным. С ламповыми усилителями с низким коэффициентом демпфирования дело обстоит иначе.

Регулируемый DF

Чтобы исследовать этот факт, я построил усилитель с регулируемым DFM подключил его к головке электродинамического типа, попросту — к обычному диффузорному излучателю с подвижной звуковой катушкой. У меня была возможность выставлять коэффициент демпфирования в 100, 8, 4, 2 и 1 (по отношению к 8-омной нагрузке). Измерения давления выполнялись калиброванным микрофоном в хорошо заглушенном помещении. Характеристика громкоговорителя при DF = 100 была взята за эталон, так что остальные графики дают лишь степень отклонения от этой характеристики, не являясь при этом собственной частотной характеристикой динамика. Результаты на рис. 17.
    Результаты оказались поразительными. Чем меньше коэффициент демпфирования, тем большее отклонение характеристики от эталонной. Ламповые усилители, особенно без ОС, имеют весьма малый DF и таким образом большой завал высоких частот. Я повторил эксперимент с разными динамиками и характер графиков подтверждал общее правило.
    Однако, прослушивание этих громкоговорителей не выявило большой разницы при изменении DF от 1 до 100. Почему же я не заметил субъективных изменений частотной характеристики? Не я один, поскольку ламповые усилители с ОС или без нее широко распространены в мире, и я не слышал нареканий в их сторону. Объясняю это тем фактом, что ухо человеческое быстро адаптируется к изменениям частотной характеристики, если они не происходят очень быстро. Но пойдем дальше.
    Исследования Kirk'a показали, что после короткого периода адаптации, человек начинает предпочитать ограниченный частотный диапазон всему остальному (под остальным имеется в виду диапазон со стандартными границами 20 Гц — 20 кГц — прим. ред.]. Большинство из существующих ныне ламповых усилителей имеет DF меньше 16 и, следовательно, имеют больший или меньший завал на верхних частотах. При этом звучание их более удовлетворительное, чем звук с заведомо более широкой полосой, вплоть до 22 кГц у современных CD с транзисторными усилителями, где демпфирование очень велико.

Минуя цифровые барьеры

Работая ревьюером/обозревателем в одном датском hi-end журнале, я выполнил массу тестов прослушивания лучших усилителей, акустики и CD проигрывателей, доступных в мире на тот момент. Все эти системы звучали замечательно, но мои предпочтения сместились в сторону ламповой техники с ее специфическим звучанием. Я спроектировал и построил множество ламповых усилителей с разными диапазонами, искажениями и демпфированием, какие только можно вообразить. Остановился на DF = 4 и поныне этот результат меня вполне устраивает.
    Недавно я заимел DAT магнитофон (Pioneer D-07). Он имеет переключаемые тактовые частоты: 32, 48 и 96 кГц, что соответствует полосе записи 16, 24 и 48 кГц соответственно. Запись проводилась на этих грех частотах с использованием очень хороших микрофонов. Я субъективно оценивал качество записей и открыл для себя замечательный эффект.
    Запись с полосой до 16 кГц звучала очень естественно и правдиво. При расширении полосы до 24 кГц, все мои приятели, жена и я сам задались вопросом — что произошло с акустикой и усилителем, что в них сломалось. Однако, переходе на диапазон до 48 кГц звук стал абсолютно устраивать — очень натуральный, свежий, связный, без шероховатостей.

Исследования электрической активности мозга**

Эти субъективные результаты хорошо соотносятся с недавними научными исследованиями, где измерялась электрическая проводимость нейронов в момент прослушивания музыки (Gamelan music). Измерения проводились однажды в диапазоне до 26 кГц, другой раз в более широком, вплоть до 48 кГц 8. Точнейшие детекторы были способны измерять а-импульсы, которые генерировал мозг, когда включалась музыка. Эти сигналы имеют частот около 8 кГц и присутствие их говорит за то, данному субъекту музыка доставляет удовольствие. При широкой полосе воспроизведения, сигналы более сильные, чем при полосе, ограниченной 26 кГц. Ясно, что наблюдаемый предпочитает полосу в 48 кГц более узкой и имеет ясное различие между ними. Исследователи сделали вывод, что человек способен неким образом выявить присутствие сигналов частотой выше порога слуха в 20 кГц и конвертировать их в сигналы мозговой деятельности.
    Мои опыты добавили некоторые факты к этим исследованиям. Я нашел, что характер воспроизведения весьма хорош при полосе записи в 16 кГц, но расширение ее до 22 кГц не вносит улучшений — раздражающие компоненты попадают в записанный сигнал. Однако звучание записи, сделанной в полосе до 48 кГц, признается отличным, указывая на отсутствие раздражающих компонентов в сигнале. Логично было бы сделать вывод, что в промежутке от 16 до 22 кГц порождается «скрежещущий» характер звука, в то же время когда музыкальная информация протягивается до 48 кГц, раздражающий характер исчезает.
    Результаты эти строго совпадают с поведением ламповых усилителей. Как было отмечено выше, частотный диапазон, в отсутствие ОС и с низким DF, имеет воспроизводимую акустически полосу около 16 кГц. Тем самым, мы получаем меньше раздражающих компонент, как я и описал это. Усилитель с включенной ОС имеет большее значение DF и воспроизводит сигналы вплоть до 22 кГц (имеется в виду работа с реальной акустикой и диапазон сигналов, подаваемых на нее — прим. переводчика). Мне часто приходилось слышать мнение людей, предпочитающих звучание усилителя без обратной связи и, в свете воспроизведения усилителем промежутка между 16 кГц и 22 кГц, становятся понятными их предпочтения.
    Отсюда должно бы выйти следующее: не ломайте сути ламповых устройств. Оставьте как есть, ведь они адаптированы к нашему восприятию. Моим ответом будет и «да» и «нет». Ответ положительный понятен, а вот объяснение моего «нет» последует ниже.

Цифровые эволюции и ламповый ответ им

Цифровые технологии входят в нашу жизнь. Новый видеодиск с высокой плотностью (HDVD) был принят во всем мире как носитель для video. Он обладает очень большими возможностями по оптимальной записи и воспроизведению и поэтому особо известные и важные люди образовали некоторое сообщество Acoustic Renaissance for Audio (ARA — вот это да! Мы не одни в этом мире! — Ред.). Их целью было использование новой технологии для audio. Они внесли предложения и рекомендации по использованию HDVD как носителя звуковой информации высокого качества — HQAD (High-Quality Audio Disk). На этом диске, к примеру, вы можете поместить 24-х битовую с тактовой частотой 44.1 кГц или до шести каналов, создающих пространственное звучание. Другой его возможностью является частота сэмплирования в 96 кГц, что означает расширение воспроизводимого диапазона до 48 кГц. Тогда мы будем использовать способности нашего уха гораздо полнее, включая эффекты а-сигналов, уже упомянутые. Когда это произойдет, тандем усилитель/акустика должны будут способны воспроизводить этот диапазон без всякого ограничения. Естественно, что новые ВЧ-головки должны появиться в скором времени. Однако что все это значит для ламповых усилителей? Они должны иметь очень широкий частотный диапазон и высокую мощность; значительно превосходить 40-килогерцовый барьер, даже в отсутствие ОС, чтобы исключить частотные и временные искажения. Кроме того, DF должен быть велик, чтобы не было завала на высокой частоте, как было уже отмечено выше. Широкий диапазон потребует специальных схем и трансформаторов. Высокое значение DF потребует введения специальной ОС, что может быть реализовано с помощью общей ОС большой глубины или посредством локальных связей в выходном каскаде. На основании расчетов и субъективных оценок я предпочитаю последнее.
   


* Автор неверно определил эффективное сопротивление в случае триодного включения. Внутреннее сопротивление 6550 в триоде равно 1,5 кОм, тогда 2rP = 1,5 кОм, с учетом работы двух ламп в плече. Прим. Ред.
    ** Не являясь специалистом в области нейрофизиологии, приношу свои извинения за возможно неверный перевод терминов. Однако я постарался верно передать смысл - прим. переводчика.

REFERENCES

1. Rickard Berglund, "Quick, Simple Output Transformer Tests", GA 1/95, pp. 24,49.
    2. Menno van der Veen, "Theory and Practice of Wide Bandwidth Toroidal Output Transformers," AES preprint #3887 (6-2), 97tti Convention, November 10-13, 1994, San Francisco, CA.
    3. Menno van der Veen, Transformers and Tubes in Power Amplifiers, Plitron Manufacturing Inc., 250 Wildcat Rd., Downsview, ON M3J 2N5, Canada.
    4. N. Partridge, "Distortion in Transformer Cores," Wireless World, June 22/29 and July 6/13,1939.
    5. Tom Hodgson, "Single-Ended Amplifiers, Feedback and Horns: Some History," Sound Practices, Spring 1994, pp. 39-42.
    6. "Auditory Demonstrations," IPO, NIL), ASA; Philips CD1126-061; demonstration 20, 'Virtual Pitch," track 37.
    7. R. Е. Kirk, "Learning, a Major Factor Influencing Preferences in High Fidelity Reproducing Systems," JAES 1957,5(4), pp. 238-241.
    8. Tsutomu, Oohashi et al, "High-Frequency Sound Above the Audible Range Affects Brain Electrical Activity and Sound Perception," AES preprint 3207 (W-1), 91st Convention, October 4-8,1991, New York.