Старая и популярная
Кто возьмется отрицать тот факт, что лампа ЕСС83 является самой популярной, когда требуется
большое усиление сигнала по напряжению? Из современных триодов это, пожалуй, единственная лампа,
что обладает большим усилением (m = 100). До нее с таким усилением была 6F5 (6Ф5С),
но то был монотриод с октальным цоколем.
Оговоримся сразу, чтo точной (с фактами) истории создания 12АХ7 у нас на руках нет, но, как
только мы получим ж. «Vacuum Tube Valley» № Т, где она опубликована, опять же вместе с сессией
прослушивания, то обязуемся перевести и выдать на страницах «Вестника».
Производители радиоприемников уже успели оценить достоинства миниатюрных пальчиковых ламп,
впервые выпущенных на рынок фирмой RCA в 39-41 г. В Европе миниатюрные лампы появились после
войны. Однако Mullord и Mazda, затем Philips и Telefunken были поставлены перед выбором —
продолжать ли дальше разработку и производство ламп с цоколем RimLock или вовремя перейти
на 9-ти штырьковый цоколь, к тому времени уже вовсю производимый американцами. RimLock подобен
цоколю Locktal, только меньше размером и без выходящего наружу штенгеля, укрытого
ключом, как это сделано у октальных/локтальных цоколей.Штырей у него тоже было 8. Так что
соперничество европейских и американских производителей представляло собой
не просто формальное столкновение разных конструкций, но и дальнейшую борьбу за рынки.
К этому моменту появилась организация НАТО и конфликт был решен в пользу
9-ти штырьковой лампы, с названием noval. Из-за нее многим европейским ламповым заводам пришлось
отказаться от производства лампы ЕСС40, прекрасного двойного триода, близкого по характеристикам
к 6N7/6H7C; последним, кто прекратил его делать, был Tungsram, наши же его так и не
освоили. На тот момент MOV (Marconi Osram Valve) и Philips оказались самыми продвинутыми
компаниями и первыми ввели noval. В 1947г. у MOV появился пентод Z77/B7G/CV138/
EF91 (семиштырьковая), a Philips/Milliard вовремя переделали пентод UL41 в EL41, ставший первым
миниатюрным пентодом для звуковых целей, от которого затем пошло целое семейство во главе с
ЕL84/6П14П.
Компания Philips собрала под свою крышу в Эйндховене самую мощную команду исследователей и
разработчиков и уже в 48-м году явила миру ставшую скоро знаменитой троицу — ЕСС81/82 и 83.
Первое упоминание об этом я нашел в Miniwatt Pocket Book, филипсовском справочнике за 1957г.
Кто действительно имеет приоритет на ЕСС83/12АХ7 не знаю, но год спустя, в 1949-м, компания
RCA ответила выходом семьи 12А с более длинным списком: 12АТ7, -AV7, -AU7, -АХ7, -AY7,
-AZ7. Самая долгая жизнь суждено была лампе 12АХ7. Притом, что и АТ7, и AU7, и любимая
микрофонщиками AY7 применяются и доныне, АХ7 остается безоговорочным лидером
по современному производству и применяемости. Только она оказалась лампой настолько
универсальной, одинаково пригодной для использования в индустриальном оборудовании и в
звуковом — студийном, для сцены и бытовой технике.
Позднее появятся субминиатюрные лампы для спецтехники, не уступающие и часто превосходящие
пальчиковые. Это лампы с индексом Б в конце названия, которые еще ждут своего часа
у звукотехников; будут и нувисторы, о звуковых возможностях которых до сих
пор не стихают дискуссии, но пальчиковые производятся до сих пор — Саратов, Калуга,
Shugang (Китай), Tesla/ Groove Tube (Чехи/Штаты), Ei/Edicron(Югославия/Англия), и заката их
популярности не видно.
Производители ламп, почувствовав, что 12АХ7 оказалась лампой весьма удачной, принялись
создавать клоны, причем каждый всяк по своему. Со временем оказалось, что нет ни одного завода,
где бы не делалась своя версия 12АХ7.
Кто знает, может быть хрущевская «оттепель» как раз помогла нашим разработчикам взяться за
внедрение этой лампы. По параметрам она несколько отличается от оригинальной (S - 2 mA/V, m = 97.5); главным же
отличием было то, что напряжение накала было только 6.3 V против 12.6/6.3 V, а 9-я ножка
использовалась как экран между двумя триодами. Впрочем, по конструкции катода (плоский против
круглого), размерам анода наша лампа также ощутимо отличалась от оригинальной. Естественно,
цоколевка ее совпадала с общепринятой, но тоже с оговоркой. Если импортную лампу можно было
установить взамен нашей, соответственно перебросив выводы на панельке, то при питании импортной
12.6 V накала,нашу уже не установить. Существовала легенда: нити накала у наших ламп включались
параллельно потому, что технологически нельзя было обеспечить равенство сопротивлений двух
раздельных нитей и включить их последовательно*. Вряд ли это было весомой причиной.
Вслед за вновь разработанной 12АХ7 появились версии с различными специальными требованиями.
У американцев лампой, отобранной для звуковых применений (малый шум, отсутствие микрофонного
эффекта и др.), стала 7025 и 6EU7, хотя последняя имеет иную цоколевку.
Британские производители:, еще до войны объединившиеся в картель с названием BVA (British Valve
Manufacturer Association), выпускали лампы с собственными названиями, расшифровке которых
с ходу логике не поддается.**
General Electric Company (UK) производила В339, Mazda — 6L13. Компании Mullard и Brimar,
имевшие гослицензию на выпуск ламп для военных (Army + Navy = JAN), делали очень необычные ЕСС83
под номерами M8137/CV4004. В технической литературе такая конструкция называлась boxed anode,
то есть «коробчатый анод». Он полностью закрывал сетку и катод, без каких-либо отверстий
и был строго прямоугольной формы. Ширина его была раза в полтора больше обычной 12АХ7.***
Кроме CV4004, Mullard производил «обычные» 12АХ7 с большим ребристым анодом, за которыми
сегодня буквально охотятся отъявленные аудиофилы.
Под фабричной маркой Philips с номером 6057SQ (Special Quality) известна еще одна версия
12АХ7; она имеет потребление тока по накалу около 0.4 А и ориентирована для работы в армейском
оборудовании.
К сожалению, до сих пор не пришлось встретить 12АХ7 небольшой голландской (американской?)
фабрики Amperex/Philips, которая известна серией звуковых ламп с названием Bugle Boy
(мальчик-горнист).
Наконец заводы на континентальной Европе производили бесчисленное множество ЕСС83. Самыми
популярными из них были Telefunken, Siemens, Tesla, Tungsram. Восточная Германия производила
лампы аж на пяти (!) национализированных предприятиях,ставивших престранные значки на баллонах.
Из них нормальные: WF, RFT и RWN Neuhaus. Все лампы серии ЕСС81, 82, 83 Made in DDR всегда (!)
имели маленький анод (11 мм), причем форма его была единой для всех трех типов, изменялась лишь
внутренняя структура. Вот пример высочайшей унификации! Хотя в России на эти лампы минимальный
спрос, меж тем они имеют мелодичную сигнатуру.
Имея на руках столь солидный выбор ламп, открыли и мы для себя «страшную тайну», впрочем, хорошо
известную в цивилизованном мире под названием rebrand. Это когда одна компания производит для
другой и вторая ставит на баллон свой фирменный знак. Такая практика была довольно распространена
и Америке, и в Европе. Tesla и Tungsram, в силу высокого качества их продукции, использовались
для такой операции наиболее часто. Однако не смотря на rebrand, у каждой фирмы было свое
«родимое пятно», по которому можно было безошибочно определить истинную оригинальность.
Mullard делал поверхность донышка матовой, на которой оттискивалась зеркально перевернутая буква латинского
алфавита. Хорошо клеймили и тем самым защищались от подделок американцы. В верхней части
пальчикового баллона был вытравлен тип лампы, но только не название фирмы! Поняти rebrand в
Штатах появилось задолго до войны, пожалуй, с 1928 г., когда Westinghouse по заказу RCA
разработала триоды 45-й и 50-й и производила их, но долгое время они носили знак RCA. Поэтому,
после операции травления на баллоне могла появиться надпись дистрибьютера, к примеру
Conraq. Чтобы не «попасть на деньги» — проконсультируйтесь! По малозаметным признакам (форма
геттера, его крепление, контуры слюдяных держателей) можно с большой вероятностью определить, что
это не китайцы, югославы, восточные немцы или многочисленные российские, а настоящий «галапагосский
двойной триод» (каюсь, дурацкая шутка — моя. А. Б.).
У Tungsram — никелевый (2x2 мм) нумерованный флажок, приваренный к аноду в верхней (реже в
нижней) его части. Telefunken имел свою особую метку — между ножками отпечатан рельефный
квадратик, именуемый в свое время «diamond mark». Без него лампа либо подделка (процветала в
свое время, да и сейчас не редкость), либо relabel/rebrand самой Telefunken от постороннего
производителя, предназначенная для неответственной работы. Хотя следует признать, что relabel
эта известная фирма не позволяла ставить на плохих лампах, они были, как правило, Testa.
Siemens оставлял две характерные засечки наверху баллона и таких же четыре, если
лампа несла знак Philips.
Начиная с середины 60-х этот электронный гигант стал медленно сворачивать производство ламп у
себя на родине и все больше переносить производство под крышу предприятий, попавших в частичную
или полную зависимость от Philips. Кроме Mullard, под влиянием концерна оказались Sylvania,
Amperex (в Штатах), немецкие Valvo, Telefunken, венгерский Tungsram, французская Dario
и австрийская Triotron. Лампы этих фирм, стало быть и 12АХ7, экспортировались
по всему миру, имея на своем баллоне знак «Philips». Так что приобретая экзотическую лампу за
бешеные деньги, стоит лишний раз присмотреться и попытаться узнать, чья она на самом деле. Хотя
такая «чужая» лампа вовсе не обязательно окажется плохой, но вот обувь сбивать в поисках
какой-либо «особенной Dario Miniwatt» не стоит. Если это явно не подделка, имеет позолоченные
ножки и знак SQ, то вряд ли стоит сомневаться в подлинности лампы. К сожалению, даже
у самых серьезных фирм надпись на баллонах была сделана разве что не акварелью, и снять ее не
составляло труда. Соответственно, на «чужих» лампах можно было без труда накатать нужный знак.
Коль скоро Западная Европа к нам ближе Америки, то естественно и ламп от европейских заводов
у нас больше. Вот о них стоит сказать подробнее.
ЕСС83/Е83СС/ECC803S/ECC808
Из известных версий наиболее доступны три: ЕСС83, Е83СС, ECC803S.
Справочник ф. Telefunken характеризует их применение следующим образом:
» ЕСС83 — двойной триод звуковой частоты. Для применения в звуковых усилителях в качестве
входных каскадов и фазоинверторов.
» Е83СС — двойной триод с раздельными катодами. Для применения в качестве усилителя слабых
сигналов в промышленной аппаратуре (Как правило, ножки позолочены — Ред).
» ECC803S — двойной триод звуковой частоты с раздельными катодами, nonmicrophonic, т. е.
микрофонный эффект отсутствует.
Выпускалась и особая «звуковая» версия — ЕСС808, с малым шумом, малым фоном, предназначенная для
предусилителей. Судя по табличным данным той же Telefunken, эта лампа обладала большей
линейностью (примерно в 2 раза при одинаковых амплитудах выходного сигнала) и нормировалась на
меньшую мощность на аноде (опять же меньше е 2 раза против обычной, то есть 0.5 Вт). Еще у нее
были выровнены по половинкам емкости, уменьшена проходная емкость Сg-a = 1.5 против 1.7 pF у
обычной. В довершение ко всему, напряжение накала было только 6.3 V при токе потребления 0.34 А.
Ради внутренней симметрии выводов пришлось и цоколевку поменять. В оригинальном исполнении лампа
безумно дорогая и, естественно, дефицитная. Однако ее, без видимых изменений, также производили
Tungsram и Valvo. Интересно, рискнет кто-либо поэкспериментировать с ней? Когда мы закончим
испытывать лампы с обычной цоколевкой, попробуем ЕСС808, благо в наличии и Tele, и Tung, и Valvo.
Теперь о размерах и форме анода. Всего их три типа, по высоте: 17.5, 14 и 11 мм. Наиболее
распространены два последних. Существует легенда, что чем больше высота анода, тем лучше звучание
лампы с точки зрения субъективных оценок. Однако достаточно и тех ламп, которые, имея высокий
анод, звучали тускло и невыразительно. Так что развенчивать легенды не станем из вредности.
Жива еще одна легенда, что мол лампы с гладким анодом звучат опять-таки лучше. Но из всех 83-х,
оказавшихся у нас на руках, гладкий анод {г. е. без каких-либо ребрышек жесткости) имела
только одна лампа — Telefunken. При ее высочайшем и непререкаемом реноме вполне можно такой
вывод сделать, однако кто же еще будет с ней соревноваться по гладкости анода?
Выпускалась еще одна лампа, размеры анодов которой могли бы конкурировать с Tele, это Mullard
CV4004. Судя по номеру, ее ждали британские военные, а если б кто с натурой нервной и
экзальтированной увидел ее, то впору заявить, что анод у нее аж из баллона вылезает. Вот
такой он большой!
Описывать все лампы и конструктивные решения можно до последней страницы. Главная же наша
задача — оценить, как они звучат и поделиться радостью с тобой, читатель. После недолгих раздумий
решили собрать корректор для винила (EQ-RIAA) и прогнать весь строй через него. Пусть на деле
докажут, кто чего стоит. Над схемой голову не морочили, нам важно, чтоб лампы прослушивались в
одинаковых условиях. После корректора следовал усилитель (SE, 6C4C х 2; 7 Вт) сборки Золотая
Середина/А&Т Sound и колонки Rogers 33/Epos 14.
Развязка драмы
Обескураживающими оказались не результаты, не общее резюме — они-то как раз ожидались быть
примерно теми, что вышло в конце концов — но возник почти шекспировской мощи вопрос: для бытового
ли звука 1 2АХ7, тем более высококачественного? Кроме одного показания — коэффициента усиления,
как черти из под земли выскочили противопоказания:
а . Более чем у 80 % проявляется ясно слышимый микрофонный эффект. Нет, для этого не надо
молотить линейкой по баллону (хотя для резвости оценок проводилось и такое бесчеловечие), нужно
лишь отыскать программу, где инструменты бы явно «замыливались». То есть характерное звучание
скрипки (шероховатое, при всей ее певучести) превращалось в ровный, будто скомпрессированный,
сигнал, по ходу действия лишь изменяющий громкость и высоту тона. Чуткие натуры скучнели на
глазах, тускнел их взгляд, из слов похвалы оставалось: «Мутно как-то, без огонька и страсти».
Впрочем, Mullard CV4004 (милитаристская версия, жутко ценимая и столь же дорогая) при нестерпимом
«микрофоне» не вызывала столь отчаянных отзывов, но была просто патологически певуча, в дюйме от
размазни и бесформенности. Некоторым извращенцам это было по вкусу.
b. Неконтролируемый шум. То есть почти не зависящий от сопротивления нагрузки и тока через лампу.
Это может быть легко объяснимо загазованностью лампы от времени или дохлыми технологиями при
сборке. Как ни странно, но именно японские лампы грешили этим более всех остальных. Характер
звучания столь различен, что поставь вы лампу во вновь конструируемый аппарат, получите вечное
клеймо, что мол этот прибор вот так звучит и поделать с этим ничего нельзя. Можно пытаться
«играть» лампами от разных фирм, но для серии придется остановиться на чем-то одном, в противном
случае все усилители не будут близнецами. Себе еще можно позволить перебирать, если готовы
выложить от $ 15 до 50, кому как повезет, за требуемую лампу.
c. В большинстве ламп происходило слышимое в динамиках «шкворчание», которое могло прекратиться
через 15-30 минут, а могло и не прекратиться вовсе. Контакты панелек и ножки ламп были вычищены
и обезжирены, чтобы не пенять на возможность «холодных» контактов. Опять же отличились японцы и
примкнувшая к ним Sylvania.
Однако довольно «воинствующего пессимизма», а то выйдет так, что где ни встретите 12АХ7, то
разбейте ее, чтоб не портила ни воздуха, ни звука. Если же оценивать с позиций человека,
оставшегося один на один с 12АХ7 и возможностью выбирать, то наш отчет готов уместиться в
таблицу, где каджой из четырех групп достанется и хороших слов и грязных ругательств:
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ |
ПООЩРЕНИЕ |
РУГАНЬ |
1. Mullard ECC83
2. Telefunken, Mullard CV4004
3. GE, RCA (новый значек), Tesla (высокий анод) |
Более ясная, детальная картина, чем у других. Сильный, устойчивый бас.
Остро угадывается Mullard (милитаристская версия), звучание сочное, без
жирности.
Tele и Tesla — с min микрофоном. |
Характерная для Tele стеклянность (не живость), будто робот поет — все
ноты верно, но без души.
GE и RCA— все формально правильно, без особой динамики, крепкий середняк.
|
1. Siemens, Toshiba
2. Valvo
3. Tungsram, Sovtek |
Все на месте, без явных нареканий по окраске звука. Valvo и Siemens —
с min микрофоном |
Достаточно пресное, невыразительное звучание. Сокращенная динамика — возможно,
из-за низкой
эмиссии и высокого (выше нормы) внутреннего сопротивления. Бас явно теряет
артикуляцию, без
быстрой атаки.Sovtek — нарушен баланс, перевал в сторону низких |
Sylvania, RFT и прочие из Восточной Германии
|
Испытываешь пиетет только к импортности образцов. Очень на любителя «каши»
и изощренной певучести. |
С трудом различаются инструменты.Инструменты с выраженными четными гармониками
в спектре
начинают выпирать, например — деревянные духовые. Возможно, это следствие
большой нелинейности
по 2-й гармонике. |
Hitachi, Matsushita, NEC, Lorenz, Haltron |
Внутреннее устройство превосходно. У Hitachi — огромный анод из блестящего
карбонизированного
никеля, однако звуку эта красота никак не помогает. |
Повышенный шум: Matsushita, Hitachi. Микрофон, хоть и малый, может проявляться
только в одной
половинке и отсутствовать в другой. Заметно разное усиление по половинам.
Некоторая «визгливость» |
Приведенный рейтинг хоть и раздает места в каждой группе, однако сами группы не имеют совсем
уж беспрекословного превосходства одна над другой. Просто в каждую собраны те лампы, звучание
которых имеет схожий характер. После второй группы ставить кого-то ниже, либо выше не имело
смысла, этак может выделиться «последняя» лампа. Между первой и второй группами разница может
проявиться на натуральных инструментах и определенных жанрах; на электронной музыке этого можно
не отметить. Последняя группа была выделена не столько по звуку, сколько по явным нарушениям
работоспособности — шум, сильный микрофон, «шкворчание», перегорание нити нахала и прочее.
Эпилог
Что ж теперь, вовсе, что ли, не применять 12АХ7? Слушайте на здоровье! Дело в том, что все
оценки были сделаны в сравнении с «премиумными» 1579 и 6Н9С, специально отобранными по шуму
и микрофонному эффекту. На самом деле корректоров было сделано два, по единой схеме, и из особой
вредности звучание каждой 12АХ7 оценивалось еще и относительно 1579-й. Так что, прежде чем
приобретать особые фирменные лампы для своего проекта, следует крепко подумать над тем, что
наши-то могут оказаться не хуже, да и возможность отбора по определенным параметрам еще осталась.
Надо только хорошо поискать.
Выражаем благодарность за предоставленные лампы Владимиру Молчанову, Григорию Чикнаверову
(Москва), а также Роману Немченко (С-Петербург) за ценные замечания, музыкальный материал и
техническую помощь.
WARNING !
Помните, Ваша техника может иметь звучание, отличное от наших результатов и выводов.
Мнения, высказанные выше, являются обобщенными, и внутри каждого остается личное восприятие
со своими нюансами и эмоциями. Мы представляем вам просто отчет о проделанной работе.
|
|
* При последовательном соединении нитей и при существенном различии их сопротивлений появляется
возможность перекала одной нити и недокала другой. Соответственно, эмиссия каждой половины лампы
окажется разной.
** Мы еще уделим время и место исторической ретроспективе, где попытаемся осветить
принадлежность ламп тому или иному производителю и, кроме того, какая фирма и когда оказалась
под экономическим влиянием другой. Дело в том, что с переходом к новому владельцу, качество ламп
часто менялось ( как правило, в лучшую сторону ); но порой появлялись на баллонах такие
обозначения, что даже опытные люди разводят руками. К примеру Mazda Belvu, Mazda/Siemens Edison
Swan, кто такая EEV, опять же? Заслуживает ли внимания Brimar STC и бывают ли невенгерского
производства лампы со знаком Tungsram, почему Tungsram бывают Made in Austria и т.д. Разобраться
в этом непросто, мы сами часто ломаем голову. Вот и готовим материал для любознательных. — Ред.
*** Подобная конструкция была введена Philips; лампы ЕСС80, ЕСС90, ЕСС92; имевшие такой анод,
известны своим высочайшим качеством работы в звуковых цепях.
|