АЗБУКА ПО МАЛОСИГНАЛЬНЫМ ТРИОДАМ

Eric Barbour GA 6/97

А. Все 12АХ7, 7025 и ЕСС83 звучат «с кашей во рту». К тому же качество их жутко гуляет от версии к версии, больше чем у любого другого типа ламп.

В. 12АТ7 гораздо лучше 12АХ7, если вам требуется триод с большим усилением.

С. 12AU7, -AY7, -AV7 и -AZ7 (как и индустриальная версия 12AY7-6072 и др.) заслужили того, чтобы выйти из употребления. 12AY7/6072 еще сгодятся, но качество остальных — полная ерунда. 12AU7и ее производные очень изменчивы по качеству.

D. Приличные пальчиковые триоды: 12В4, 12ВН7, 6CG7/6FQ7, 6СМ7, 6CS7, 6CY7, 6DE7, 6DR7, 6GU7, 5751 и 5687.

Е. Хорошо звучащие пальчиковые пентоды встречаются весьма редко. Ими я займусь в отдельной статье.

F. 6DJ8 хороша только для входных каскадов УКВ тюнера, (вероятно) корректоров RIAA и микрофонных усилителей. Если вы не согласны со мной, пощадите мое мнение.

G. Триоды обычного (не специального) применения, обладающие наилучшим звуком: 6/12SN7GT, 6J5G/GT, 6C5G/GT, 6BL7GT, 6BX7GT, -SN7, -BL7, -ВХ7 кроме того являются лучшими драйверными лампами и как правило не требуют введения ОС для линеаризации. А также: 12SX7 подходит для замены 12SN7 в предусилителях.

Н. Вам требуется двойной триод с большим усилением? Тогда им будет 6SL7GT. Сказать еще? Это 6K5GT. Они вероятно не идеальны, но во всяком случае лучше всех прочих.

I. Используйте триоды с локальным цоколем, если они у вас есть: 7А4, 7F7, 7Р8 и 7N7.

J. Нет ничего плохого в комбинированных лампах, к примеру в двойных диод-триодах: 6С7, 6Q7, 6SR7, 6ST7, 6Т7, 7Е6, 55 и 85. Это хорошие звуковые триоды, если ваш бюджет невелик.

К. 6SF5 вполне хороша, хотя могла бы быть лучше, как например 6SL7. Некоторые любители обходятся 6AD5, 6В6, 6F5, 6SQ7, 6R7, 7В4, 7В6 и 75.

L. Нувисторы хороши, если вы справитесь с микрофонным эффектом.

М. Триод 955 (баллон «желудь») замечательно звучит, если только сможете отыскать панельку для него! Если не найдете, используйте триод 9002.

N. Лампы из «красной» серии или с 5-ю звездами имеют изрядно завышенную стоимость и не оправдывают ее своим качеством.

О. То же самое можно сказать о лампах Western Electric. Доступной по цене может считаться WE417А, но оно хороша только для применения в каскадах RIAA корректора.

Р. Проблемы с фоном? Используйте постоянный ток для накала.

Q. Лампы с нестандартным напряжением накала не имеют противопоказаний для работы со звуком. Мне приходилось слышать от «экспертов» , что мол лампы, применяемые в TV с последовательным включением накалов, имеют какой-то неправильный звук в сравнении с 6,3V. Ерунда!

R. Триоды О1А имеют волшебный звук. Будь наш мир здравомыслящим, мы могли бы иметь беспрерывные поставки в огромномколичестве. Но , к сожаленью, эти лампы не для всех.

S. Триоды 27-й, ЗЭ-й, 37-й, 40-й, 56-й, 76-й следует признать самыми совершенными. Старые триоды, подобные перечисленным, имеют искажения столь малые, что их трудно измерить.

Т. Не пренебрегайте телевизионными лампами, иные из них обладают звуком настолько хорошим ,который и не снился аудиотриодам. Это не моя вина, что люди не хотят использовать эти лампы для звука. Любые TV триоды для кадровой развертки пригодны для линейных каскадов или в качестве драйверов: 6DN7, 6ЕА7, 6ЕМ7, 6FD7, 6FY7, 6GF7 и т. д. Большинство ламп типа Compactron (мультидиоды) являются хламом. Хоть и пригодны для TV, но звучание их совершенно неприемлемо. Так что, придерживайтесь указанного списка и не ошибетесь.

U. Большинство керамических пленарных триодов, типа 7D77, очень даже пригодны для цепей предварительного усиления, но они очень непрактичны и дорогостоящи.

V. Не разбивайте 6AS7 и другие проходные лампы, они пригодны для использования.

W. Лампы с 5-ю звездами , с экраном «PQ», с гладким анодом, с большим анодом — вся эта экзотика равно может звучать, а равно и нет.

X. Все лампы 6AN8 и 7199 должны быть задемпфированы, а усилители лучше переделать на другие типы. Даже старые лампы RCA по качеству так себе.

Y. m-повторители, каскады, нагрузки с источником тока не всегда обязательны. Все эти «технологические» схемные решения не единственный путь в деле хорошего звучания.

Z. Если вы используете ламповую электронику, то вы должны оценить звучание новых, неизвестных ламп; решить для себя — насколько соответствует их звуковая сигнатура вашим представлениям о лучшем качестве.

   

P.S. Чтобы рекомендации Эрика Барбура оказались пригодными для практического применения, ниже приводим отечественные аналоги.