ВСТРЕТИЛИСЬ, ПОГОВОРИЛИ...

( Про то, как А.Белканов пытался задать вопросы А. Девиченскому и что из этого вышло )

В душные летние дни, когда деловая активность упала ниже нулевой отметки, по аудиофильской общественности Питера стали расползаться липкие нечистые слухи: мол нету больше фирмы Past Audio, что де набрали они заказов на миллион $ и были таковы. В одном жутко авторитетном журнале был опубликован вопль обманутого заказчика. Мол, так и так, а денежки - тю-тю. Сам читал, лопни мои глаза! Особого значения не придал, мало ли что в прессе напишут...
    Осень на дворе, по телефону объявился А. Девиченский, пригласил меня к себе. Разговорились, слово за слово, ну... и так далее. В конце истории - все живы и, Past Audio, словно феникс из пепла (правда, красивое сравнение?), продолжает свое неумолчное жужжание на аудиофильских цветах и, как прежде, собирает мед High End'a. В беседе нашей Анатолий был мало сказать - краток, нет! Он был лапидарен! Причем от первого вопроса до последнего бокала. Его дипломатичности завидует (ей-ей) весь персонал департамента внешних сношений, что на Смоленской площади в Москве. А если и прорывались нотки обиды все на ту же Москву, так об этом тебе, читатель, я ни за что не расскажу. Что же было темой нашей приватной беседы, происходившей в цитадели Past Audio, среди приборов, досок с показателями успехов и стендов с готовой продукцией? Пожалуйста, у нас секретов от людей нет:
    А.Б. -Живем в России, говорим по-русски. Как, откуда взялось англоязычное название?
    А.Д. - Past с английского означает прошлое,то есть вроде как retro. В соединении с Audio, выходит, что это подзабытый ламповый звук.
    А.Б. - У каждой фирмы есть кредо или девиз. В Past Audio они существуют? Какие смыслы закладывались бы в эти понятия?
    А.Д. - Все смыслы имеют один смысл: Приказано выжить!
    А.Б. - Ясно, что изобрести новую схему нынче почти невозможно. Остается использовать "классику". Из каких соображений ты берешь схему и учишь ее "летать"?Есть ли какие-то особые схемные приоритеты?
    А.Д. - Наша фирма в 1994-1997 г. выпускает две разновидности усилителей мощности: М-3 - схемотехника "ррр" (Push-Pull-Parallel)- [первые публикации появились в журнале Funkschau 1957г]. В этой схемотехнике были выпущены 2 комплекта - М-1 (в серию не запущены) в 1993 г.За период 1994 по 1997 г. были проведены очень серьезные работы по модернизации изделия М-3, улучшению качества звука, технологии сборки, освоены целые серии выходных и силовых трансформаторов. На этой основе была запущена новая модель с открытым расположением ламп М-5 (август 1996 г.) и подготовлена новая модель однотактного усилителя мощности М-7 с использованием катодного повторителя в выходном каскаде (октябрь 1996г.). "РРР" - это классика, но в той идеологии схемотехники ( на 57 г.) "РРР" никогда не могла себя раскрыть, а самое главное, что существует предел по звуку (улучшение качества звучания) схемотехнически, но не в элементной базе (например, К78-2 на "Multi-Cap"). На 10-ом комплекте М-5 (апрель 1997 г.) наступил схемотехнический предел. После этого фирма перешла на серийный выпуск - М-7. В этой схеме всего 2 каскада, усилитель SRPP - на лампе 6Ф12П и выходной повторитель на лампах EL-34 или 6550-е или 300В, динамическая нагрузка выполнена на EL-34 или 6550-е. Схемные приоритеты - выходной каскад на катодном повторителе.
    А.Б. - Существует ли особый подход к блоку питания для конкретной схемы. Или ты поступаешь по принципу: джоулями звука не испортишь. Как насчет отказа от применения электролитов?
    А.Д. - К блоку питания (БП) самое пристальное внимание: 80% звука заложено в грамотном конструировании всего этого узла, включая конструкцию. На звук влияет каждый элемент, а ведь БП занимает до 70% объема корпуса. К наращиванию "джоулей" отношусь положительно, но тут вступает чисто экономические, конструктивные и надежностные особенности. Отказ от электролитов - тут должен быть разумный подход - габариты - экономика - звук. У нашей фирмы все это еще впереди.
    А.Б. - Какой элемент, узел, принцип в схеме, принятой тобою, более всех отвечает за звучание (правильность звучания)? О секретах не спрашиваю.
    А.Д. - Главные элементы, отвечающие за звучание (правильность звучания):
    - схема (принцип) построения выходного каскада,
    - блок питания,
    и еще, что бы я хотел отметить, как это не звучит необычно - наши усилители имеют душу.
    А.Б. - Вот элементы приходится применять фирменные. Оттого, что они доступнее (часто и по цене, а главное по возможности их найти)? Лампы же - российские. Это оттого, что они лучше? А если б предложили Siemens, Telefunken, GEC, Mullard, WE, отказался бы? Чьи лампы из буржуйских ты ценишь выше всех, хотя бы чисто умозрительно?
    А.Д. - Комплектующие элементы для повышения надежности - импортные (т.к. предстоит достаточно серьезная работа по сертификации в Швеции - западные КЭ сертифицированы, с российскими проблемы - нет сертификации). Фирма делает серийные изделия на российских лампах. Для экспорта - на западных, например, "Mullard",WE. От западных не отказываемся в исследовательских целях.
    А.Б. - Чем руководствуешься при выборе типа лампы? По формальным анодным характеристикам, либо оцениваешь конструкцию (геометрию, жесткость выводов, размер анода). Понятно, что выбор падет на ту, что лучше других себя проявит в звуке, а вот изначально из чего ты исходишь?
    А.Д. - Выбор ламп - по звуку. Например,№1 - EL-34 "Рефлектор" и №2 - EL-34 "Светлана" или №1 - 300В "Светлана" и №2 - 300В "Рефлектор".
    А.Б, - Как происходит оценка звучания прототипа схемы? Что такого особенного она должна воспроизвести,чтобы понравиться тебе?
    А.Д. - Даже макет новой схемы должен звучать лучше серийно выпускаемой модели. Макет по конструкции очень приближен к серийному изделию (М-3 - М-5 - М-7). Лучше звучать - это очень емкие слова. Так было при прослушивании макета М-7 с серийным изделием М-5 (сентябрь 1996г.), М-7 явно переигрывал по всем субъективным параметрам.
    А.Б, - В среде аудиофильствующей общественности не угасают споры на предмет того, какой сердечник для выходного транса лучше - ленточный или шихтованный,из пластин. При том, что и сама конструкция спорна -стрежневая или броневая. Может быть ты предпочитаешь тороидальный?
    А.Д. - У нас применяются трансформаторы на шихтованном Ш-образном сердечнике (силовые и выходные). Тут вступили главные факторы - сертификация по технике безопасности, экономические (на фирме освоены намотка и пропитка трансформаторов). Главное, на звук влияет- конструкция и секционирование обмоток.
    А.Б. - Нужна ли ОС? Или, по-твоему, она все-таки губит звук? И каким образом она это делает? А то ведь некоторые даже положительную связь заводят и ничего, сходит с рук...
    А.Д. - К общей петле ООС отношусь сдержанно, все зависит от конкретной схемы. В наших моделях М-3, М-5,М-7 и даже в будущей бестрансформаторной однотактной модели усилителя мощности М-9 нет общей петли ООС.
    А.Б. - Понятное дело, что из соображений этики ты не станешь давать оценку российским производителям.Тогда, кто из западных близок тебе по духу?
    А.Д. - Тут надо различать - по: конструкции, дизайну,схемотехнике. Мне трудно ответить на этот вопрос.
    А.Б. - Если бы позволительно было удивить мир и тебе предоставили такую возможность, чем бы ты его "убил"?
    А.Д. - "Убил" - нет, удивил - да.
    Все изделия выполнены в едином дизайнерском стиле и конструктивном оформлении.
    усилители мощности :
    М-7 (ЗЕ)+блок питания
    М-9 (ОТ1)+блок ТВЗ
    - ламповый кроссовер - ЕС-1 (2-х или 3-х полосные) с открытым расположением ламп
    - DAC с ламповым выходом и открытым расположением ламп - DAC-1
    - ламповый предварительный усилитель с открытым расположением ламп С-9
    - сетевой фильтр SF-1.
    А.Б. - Когда разбогатеешь, во что деньги вложишь?Я не про авто или там квартиру, это само собой. Может быть ты фундаментальными исследованиями займешься или производство ламп наладишь? Лестно ведь,если лампа станет называться AD-1, хотя такой триод уже был.
    А.Д. - Купил бы себе хорошую измерительную лабораторию на новейших контрольно-измерительных приборах западных фирм. Производство ламп? Рано еще говорить об этом.
    А.Б. - На кого ты прежде всего ориентируешь свои изделия? Может тебе все равно, лишь бы человек хороший попался, или пусть буржуям все достанется? Стараешься ли ты создать аппарат как можно дешевле?
    А.Д. - Наши изделия рассчитаны прежде всего на людей, которые очень увлечены музыкой, это видно по звонкам на фирму. Мы стараемся не делать дорогие аппараты, поэтому очень осторожно вводим дорогую импортную комплектацию. Главное - фактор надежности (электролитические конденсаторы производства Японии).
    А.Б. - Приглашаешь ли для консультаций специалистов со стороны, либо сам от входа до выхода сочиняешь схему?
    А.Д. - Специалистов со стороны не приглашаем, т.к. у нас печальный опыт "совместного сочинения" схемы; каждый разработчик - личность, поэтому даже на одну и ту же проблему существуют самые противоположные решения,уступаешь, начинается спор - кто главный конструктор: тот, кто рассчитал схему усиления, или тот, кто разработал выходной трансформатор, а может тот, кто рассчитал и сделал конструкцию силового трансформатора, а может тот, кто разработал конструкцию усилителя и блок питания... и т.д. На звук влияет все, у главного конструктора должно быть продумано все, начиная от схемы ... до самого мелкого винта в дизайнерском решении модели, а это возникает не сразу и не вдруг, а приходит с постоянным осмысливанием всего, поэтому мы говорим о душе усилителя.
    А.Б. - Ты человек "выставочный", я имею ввиду, с большим опытом участия во всевозможных звуковых выставках-ярмарках. Это делается с целью рекламы, либо с каким-то еще глубоким умыслом?
    А.Д. - Участие в выставках - общение с покупателями,оно чрезвычайно важно для разработчика и для фирмы.
    А.Б. - Хочется ли стать монополистом? Ну, скажем,признанным лидером отрасли, чтобы покупали в основном у тебя?
    А.Д. - Монополистом - нет.
    А.Б. - Ясно, что лампы этот век переживут, а 21-й век переживут? Твой прогноз. Это вместо оригинального: "Ваши планы?", выжить бы...
    А.Д. - Лампы переживут 21-й век.Планы - выпускать в едином дизайнерском стиле(см.п.12), но с разными решениями корпусного оформления.


    Теперь, читатель, ты знаешь все, или почти все, о тайных намерениях и явных деяниях известной ламповой фирмы Past Audio. Если что-то осталось за бортом понимания, нужно без стеснения обращаться к дилерам Past Audio:
    "ПАНОРАМА" (095)9211643
    "ИМПЕРИЯ ЗВУКА" (812)1836000