SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL. Part 2
|
|||||
Теперь пришло время рассмотреть различные философии при проектировании ламповых
устройств и некоторые феномены нелинейной работы их. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Фирма Audio Research Corp. (ARC) оказалась готовой возродить усилитель на пентодах,
главным образом потому, что люди подзабыли о проблеме противостояния триода с пентодом.
Выяснение отношений оказалось в кильватере ушедшей вперед п/проводниковой техники.
В 1970 году ARC стала конкурировать не с другими ламповыми продуктами, а с современными,
новыми транзисторными усилителями. ГАРМОНИЧЕСКИЙ СОСТАВ
В своем экспертном ревю об усилителе Сагу CAD-805, Дик Олшер (Dick Olsher - DO)
пишет: "Нечетные гармоники (3-я. 5-я, 7-я и т.д.) не являются консонантными с
музыкальными звуками инструментов и, следовательно, довольно трудно маскируются
даже на очень низких уровнях". (45) Так как консонантные интервалы являются одним
из концептуальных понятий данной статьи, следует дать им понятное определение,
прежде чем двигаться дальше. | |||||
Природный или натуральный звукоряд (Рис. 4) основан на естественном расположением узлов на натянутой звучащей струне (Рис. 5). | |||||
Западная система музыкальной гармонии
основана именно на природном звукоряде. Частоты, которые издает тронутая струна,
относятся друг к другу как 1 : 2 : 3 : 4 : 5 и т.д. Любое из этих отношений определяет
расположение тонов в натуральном звукоряде. По Олсону, интервалы в унисон (1 : 1)
и в октаву (1 : 2) наиболее созвучны, в соответствии с установленным критерием консонанса:
"гладкость, чистота и слитность" (48). Чистая квинта (2 : 3) является следующим созвучным
интервалом. А вот музыкальные интервалы-кварта (3 : 4) и большая терция (4 : 5) уже носят легкий
оттенок диссонанса. Отметьте числовую прогрессию интервалов. ГАРМОНИЧЕСКИЙ СОСТАВСимметрия сигнала дает нам ключ в поисках души у "однотактного звука". Чтоб уяснить себе важность темы, обратимся к вопросу, каким образом гармонические искажения воздействуют на тембр звучания. | |||||
При тестировании уже упомянутого CAD-805 T.J. Norton обратил внимание на продукт
искажений Рис. 6 и особенно на "зарубки", возникающие через период: "Эти зарубки
соответствуют отрицательной полуволне сигнала и обязаны некоторой особенности работы
схемы, возможно применению выходной лампы в одноактном включении". Как T.J.N. выяснил
ранее, что подобные искажения возникают, когда усилитель CAD-805 работает на 2-х Омную
нагрузку с 4-х Омного отвода трансформатора. | |||||
На Рис. 7 показан подобный эффект при менее жестких условиях. Здесь мы видим, что продукты искажений имеют сглаженный выброс также на отрицательной полуволне. | |||||
Анодный ток (синусоида на Рис.8) качается относительно рабочей точки Q. При положительной полуволне по входу, сигнал идет вверх по линии нагрузки и протекает больший анодный ток через лампу. Наоборот, при отрицательной полуволне сигнал следует вниз по нагрузке и ток уменьшается (где еg - мгновенное значение входного сигнала, еp - выходного, ip - мгновенное значение анодного тока). В Саrу CAD-805 четные искажения появляются на отрицательной полуволне, так как в SE существует выраженная кривизна анодных характеристик вблизи отсечки анодного тока. (По мере роста анодного тока, характеристика близка к прямой линии). Так как кривизна характеристик влияет только на отрицательную полуволну, то и выходной сигнал должен быть асимметричен и, следовательно, искажения будут четного порядка. | |||||
Рис. 9 и 10 иллюстрируют существенную разницу между искажениями четных и нечетных порядков. На Рис. 9 изображен результат суммирования чистого синуса со второй гармоникой. | |||||
А на Рис. 10 - с третьей гармоникой. Во втором случае очевидно, что 3-я гармоника
изменяет основной сигнал таким образом, что, если мы перевернем верхнюю половину
относительно оси на 180°, то она окажется зеркальным подобием нижней. Следовательно,
нечетные искажения симметричны. В тех же условиях, то есть при повороте на 180°,
четные искажения вызывают асимметрию. | |||||
Если разработчик задал нагрузочной линии сильный наклон (как часто делается,
чтобы форсировать мощность при данном импедансе нагрузки), усилитель станет "нервно"
реагировать на падения импеданса. (Это происходит в моменты, когда импеданс громкоговорителя
проваливается на определенных частотах). Не скажу, что Саrу спроектирован именно
подобным образом, очевидно, что не так, и характер искажений на 4-х Омах очень близок
тому, что на 8 Омах нагрузки. | |||||
Рис. 12 демонстрирует более наглядную форму нечетных искажений. Очевидно, что искажения влияли на обе половины сигнала. Острые выбросы говорят за присутствие искажений высоких порядков. РИСУНОК СПЕКТРА ИСКАЖЕНИЙСпектр искажений своеобразен для каждого усилителя и может быть подобен египетской клинописи. Оба они совершенно непостижимы, пока не был найден камень Розетты, открывший таинство начертаний. И мы приступим к поиску такого камня. | |||||
На Рис. 13 показан типичный спектр SE усилителя. Ясно видим гладкое спадение по
амплитуде продуктов искжений (так что а2>а3>а4>аn). Если передаточная характеристика
проанализирована графически (53), то подобный же вид будет иметь и огибающая спектра.
Если мы по известной технологии (о ней нетрудно догадаться из Рис. 8) построим передаточную
характеристику, то при данных сеточных и анодных кривых, она будет всегда слегка искривлена
(см. Рис. 8), приводя тем самым к диспропорции между входным и выходным сигналами. Таким образом,
чтобы получить линейную характеристику передачи, характеристики лампы также должны
быть линейны, параллельны и отстоять друг от друга на одинаковом расстоянии. | |||||
На Рис. 14 представлен типичный образец спектра РР усилителя с эффектом гребенчатого фильтра. Теоретически, подавление нечетных гармоник в двухтактной схеме возможно путем применения полностью идентичных элементов с верхнем и нижнем плечах (54). | |||||
Спектр на Рис. 15 имеет почти одинаковые по величине гармоники 2-го и 3-го порядка.
При более тщательном подгоне половин выходного каскада, возможно снижение второй гармоники,
но тогда 3-я гармоника, менее созвучная, станет доминировать. (В этом тоже состоит
искусство настройки - Ред.). До тех пор, пока 3-я гармоника не подавлена полностью,
есть смысл оставлять и 2-ю, так как она дает положительный маскирующий эффект, тем
самым "затеняя" продукты искажений более высокого порядка (55, 56). | |||||
Звучит ли Krell более "чисто", чем Саrу, как это показывают измерения? Продукты
интермодуляций, как правило, никак не соотносятся с основным тоном. Распределение
их в спектре псевдослучайно, подобно шуму, это нечто среднее между розовым шумом и
шумом дождя. Эффект ясно слышен на LP Warner Bros. BSK 3109 - Seals and Croft's Greatest
Hits. Послушайте вспышку аплодисментов в начале "I'll Play for You". Они "болтаются"
по громкости, подобно промодулированному шуму. Что это - редкие хлопки, или прекращение
дождя? | |||||
Из Рис. 19 можно сделать вывод, что на низких уровнях мощности, триоды
имеют спектр гораздо чище, чем пентоды. На полуватте триод 2АЗ имеет только вторую
гармонику, тогда как у пентода 6F6 гармонический хвост тянется аж до 9-й гармоники! ОБЩАЯ СОЗВУЧНОСТЬПростое отношение второй гармоники к основной, вроде бы не должно нарушать общей картины созвучия (т.к. отношение 1 : 2 является простейшим из всех интервалов, кроме собственно унисона). Тем не менее, гармонические искажения, хотя бы и второго порядка, добавляют постороннюю энергию к обертонам музыкальных инструментов. К примеру, спектр на Рис. 13 всеми своими гармониками должен "прилипнуть" к спектру на Рис. 20 (отметьте их подобие). Такое вот уникальное соответствие явно усилит спектр флейты. А если так, то все язычковые инструменты должны приобрести "флейтовый" голос. | |||||
Опять же спектр Рис. 14 должен усилить спектр кларнета на Рис. 21 и в звучание флейты проникнет его тембр. Известно, что подобные эффекты также приложимы и к балансным схемам, которые, как правило, двухтактные(*22)(61). Однако, не забудьте, что суммарные гармонические искажения балансных схем гораздо ниже, чем у однотактных. И это может сделать их менее заметными в тракте, с точки зрения вносимых искажений, а может и не сделать. Это определит характер музыки или речи. | |||||
Понятное дело, что для оценки искажений требуется какойто универсальный и лучший
метод. И их все время предлагали (62, 63, 64), но ни один из них не выдержал проверки
на прочность.(*23) Проблема достоверности этих методов заключается в том, что
существует понятие, по определению Олсона, как blending - слитность, гармония (48).
Тембр определенного инструмента содержит столь много гармонических составляющих, что
мы не способны произвести простую оценку его (инструмента) индивидуальности.
На Рис. 22 показаны наиболее важные интервалы, которые существуют между первыми восемью
гармониками. И то, как мы воспринимаем звучание инструмента, есть результат слияния
гармонических интервалов, ему присущих. То, что мы называем "голосом" инструмента. Согласно труду Parker'a и Sybil'a, гармоники возникают из-за того, что обратная связь от высшего нервного центра как бы сдерживает амплитуду колебаний среднего уха, способную оглушить наш орган слуха. Тогда, в момент защиты ухом самого себя, входная амплитуда давления испытывает компрессию на среднем ухе. Как результат, форма сигнала изменяется и возникают несуществующие в оригинальном сигнале гармоники (Рис. 24). Впрочем, так это и происходит в усилителях или других устройствах, где связь in/out не абсолютно линейна. Очевидно, наш мозг адаптирован к подобному плавно спадающему спектру гармоник. Сравните спектр однотактника (Рис. 13) со спектром на Рис. 24.
Такое, почти точное соответствие спектров, никак не может оправдать присутствие
искажений в системе воспроизведения. Интерауральные тоны сами по себе не являются
желательными, так как возникают при защите органа слуха. Интерферируя с входным
сигналом, они могут изменять пространственную локализацию, и будут маскировать
внешние гармоники до тех пор, пока те не превысят их. В момент такого динамического
перевеса звучащий образ смещается в пространстве! |