ОПЫТЫ И МЕТАМОРФОЗЫ АУДИОДИЗАЙНА

(ОПУС №...)

1. Об авторе и его задаче
    Поскольку автор весьма широко известен в узких кругах, то в дополнительном представлении для них нет смысла. Широкие же круги, которым автор нов, могут сузиться, познакомившись с моими заметками и, может быть, послушав "голоса" моих реализованных разработок.
    Заранее предупреждаю искушенного читателя, что автор ангажирован самим собою, а не "группой товарищей".
    Моя сверхзадача — показать, что системы Hi end имеют разные ранги: высший же ранг может состоять исключительно из компонентов ручной работы и единичного исполнения. Здесь очень к месту вспомнить всем хорошо известного Горация, вопросившего: "К чему нам в быстротечной жизни дерзко домогаться столь многого?". Те, кому это очевидно, могут не тратить часть быстротечной жизни на дальнейшее чтение моих заметок. Для остальных же уточню цель, метод, средства и форму, коими я пытаюсь "сузить широкие круги" до понимания (значит, прощения?) моей точки зрения, которая в этом случае легко впишется в любой "круг", сколь узок бы он ни был. Итак, начнём.
    Цель — найти рациональный путь формирования наиболее точно передающей музыку аудио-ситемы, сэкономив много денег.
    Метод - логическим анализом отделить Hi-Fi от Hi Enda : выделить различные ранги (уровни) систем Hi End.
    Средства — виртуальное (кажущееся, представляемое) прочтение известного отрывка из стихотворения очень известного поэта в исполнении великого актера при активном участии фантазии читателей и их аудиосистем.
    Форма — очень полемические заметки, иногда диалоги, без наукообразия с максимальной визуализацией звуковых и вкусовых образов в глазах, ушах и носах читателей. Приятных вам миражей!
    2. Об аудиосистемах и их различиях.
    "Не будьте более мудрым, чем следует, но будьте мудрым в меру". Мне кажется, что полезно для римлян, то впрок и россиянам. Ведь никто не оспорит, надеюсь, апофтегму Апостола Павла из "Послания к римлянам"
    Начнем наше прослушивание. Каким методом? Конечно, лучшим в мире, самым контрастным! (Подробнее смотрите в журнале для звуколюбов - "Звукошоп" №3, 1996,). Какая система будет лучше? Та, где больше различий в звучании.
    Метод изобрёл мистер Коготрут, крупный софист современности. Берется много незнакомых по содержанию дисков. Главное - это, чтобы костюмчик сидел, пардон, чтобы эта незнакомая музыка нам нравилась. Чувствуете дыхание веков из школы Протагора?
    Возьмём, как рекомендует метод, совершенно незнакомый нам по содержанию, но очень нравящийся нам по музыке диск великолепной фирмы "Доунт Ноу Хау Рекорде" 1998 г. выпуска. В аннотации к диску сообщается, что известный актёр читает стихи поэта мирового масштаба. Аккомпанируют искусные мастера на струнных инструментах работы гениальных итальянцев. Слушаем систему №1.
    Читает действительно хороший актёр, но маленький. Наверное, лилипут. И сопровождение музыкальное. Видимо, не лучшая, но хорошая система. Все маленькие звуковые события слиты воедино, без швов. Да, вот, послушайте сами: "Небоголубоесолнцесветитснеглежитковромиблеститлесчерныйипрозрачныйсквозьиней видназеленьелиблеститподольдомрека".
    Слушаем систему №2. "Небо голубое. Солнце светит. Снег лежит ковром и блестит. Лес чёрный и прозрачный. Сквозь иней видна зелень ели. Блестит подо льдом река." И актёр не маленький, а большой. Правда, инструменты эти струнные, похоже, гнусаво записаны. Недорабатывает ещё эта "Доунт Ноу Хау Рекордс". Зато какая раздельность и ясность текста, словно видишь перед собой звуковую декорацию. Ах, да, это плохо! Если различимых звуковых событий много, то это от плохого разрешения системы, а также потому, что система их сама "доигрывает", "доозвучивает".
    Пожалуй, между двумя системами следует выбрать № 1. Только близко подходить не нужно, тогда увидите бульвар Капуцинов, или ещё что Вам привидится - пардон, прислышится из воедино слитого разрешения. Заинтересовал меня этот импрессионистский диск. Дай-ка, думаю, дома послушаю. А "сомнение поставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание". Ведь Данте так писал, правда, перед лицом самого обыкновенного, а не Аудиоада.
    Что же, в Ад, так уж в Аудиоад! Оставим всякую надежду тем, кто ещё не пустился в путь. Слушаем систему № 3.
    " Под голубыми небесами
    Великолепными коврами
    Блестя на солнце, снег лежит,
    Прозрачный лес один чернеет
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит".
    Читал великий Смоктуновский. Пахло снегом. И я услышал дыхание студии, и трепет микрофона при невидимом, но осязаемом, только его рукам свойственном движении. И я видел искристый снег, даже блёстки солнца в его кристаллах (ах, пардон, эти ненужные детали внесла несовершенная система №3). А где же струнные? Их нет! О, я несчастный! (рву на голове волосы и посыпаю пеплом), Читаю ещё раз аннотацию, но внимательнее: " Вы как бы слышите аккомпанимент струнных... в богатейших оттенках интонаций его незабвенного голоса ..."
    Ах, как бы ...! Тогда волосы на место, пепел — вон. Погодите! А что же "скрипело" в системе №1 и №2 ???
    3. О компонентах аудиосистем.
    Давайте забудем, что "скрипело". Изучим, лучше на чем "скрипело", как рекомендуют популярные издания "лейблолюбов" — "Звукошоп" и "Стереолюб".
    Итак, система №1 построена из компонентов лучшего в мире качества известной фирмы "Адью Ноты". При разработке аппаратуры использовались знания в области политологии, внешней экономики, а также философии. Знания по электронике не применялись, т.к. разработчик её не изучал. Именно благодаря такому особому менталитету мистер Когогрут создал множество аудиорайских компонентов, параметры которых в земных условиях измерять следует политографом и философометром. Эксперты же должны пройти школу внешний экономики, а их уши должны быть достаточно большими и натренированными для подачи на них любимого итальянского утончённого, длинного, маслянистого, э... звукового блюда, которое бы нравилось, но было бы совершенно незнакомо.
    Конечно система №2, сплошь состоящая из компонентов тоже лучшего в мире качества, но плодовитой фирмы "А,УДИвЛЕСОЧке", уступает системе №1, поскольку разработчики из фирмы "А.УДИвЛЕСОЧке" изучали только электронику. Что уж там говорить о системе №3, где всё ясно и понятно. Негде и фантазиям развернуться. Сплошная эклектика - что ни блок, то разные фирмы: "Мрак,Лев&Сон", "СуперменЛи", "Тиражи". И вообще "самопалы" — "Неофит", "Фанатик", "Медиум", "Maestro Grosso".
    Дискомфорт для "лейблолюбов". И для читателей, если среди них тоже есть вялотекущие "лейблолюбы". Особо тяжёлая форма — это, конечно, "Лбом-о-Лейбл-Бамцы" (ЛЛБ). Для адаптации таких несчастных в общество квазинормальных звуколюбов придумано лекарство. Формула для лечения записывается в виде алгоритма:
    цф 1 — читаем —— ой —— покупаем —— хм?
    ——— продаём (теряем) ——— читаем —— ах!
    —— покупаем —— ух! —— продаём (теряем)
    —— (см. начало с цф. 1)
    Для получения лечебного эффекта в этот алгоритм следует вставить в нужном месте всего два слова: думаем, учимся. Это также просто, как играть на флейте, помните? "Перебирайте отверстия пальцами, вдувайте ртом воздух, и из неё польётся выразительнейшая музыка. Видите, вот клапаны". Как Вы, конечно, знаете, процесс обучения у Гамлета не получился. Неуч Гильденстерн завопил: "Но я не знаю, как ими пользоваться. У меня ничего не выйдет. Я не учился".
    За полсотни лет до Шекспира неплохо сказал в стихах Ла Боэсси, приятель Монтеня:"... не всем таланты все дарованы бывают".
    Однако, часто гильденстерны мнят себя maestro grosso, когда собирают свою аудиосистему из самых-самых звёздных рекомендуемых компонентов с бюджетным уклоном. Как просто перебирать пальцами клапаны, пардон, переставлять ящики, а музыка всё не льётся, а просачивается...
    4. Что есть Hi-Fi ?
    - Divide et impera! (Разделяй и властвуй), - сказала с правильными ударениями и прононсом моя хайэндная кошка Мара, видя затруднения в решении мною проблемы - можно ли погладить собаку (Мушечку, например) и её хозяина против шерсти и не быть укушенным?
    - Против шерсти можно хозяина., а собаку - только вдоль, - пояснила Мара смысл латыни, свернувшись неподалёку от меня, чтобы я чувствовал её готовность придти мне на помощь.
    Когда, впервые открыв "Звукошоп" и увидев таблицы из букв и цифр, я подумал, что это криптограмма в неведомый всем центр, моя киса Мара, лениво потягиваясь, муркнула, что это всего лишь перечень компакт-дисков для солидности и научности.
    Ну, думаю, если ты такая умная, то может скажешь кто кого переводит: "Стереолюб" "Звукошопа" или же "Звукошоп" "Стереолюба"? Киса посмотрела на меня так, будто я съел её любимую пикшу, и прошипела: "они - перипатетики..." Ох уж, эта её увлечённость античностью!
    - Почему же "прогуливающиеся", Мара? - спросил я, быстренько заглянув в словарь инослов, стряхнув с него кошку. Она обиделась на такое небреженье к её гибкому телу и сакраментально продекламировала (я даю, конечно, в переводе): "и если можно быть учёным чужой учёностью, то мудрыми мы можем стать лишь собственной мудростью".
    - Мара, я тебе свежей пикши сварю! -взмолился я.
    - Ну, "прогуливается" "Звукошоп" от "Тайной галереи" мимо "Розового Центурия" вдоль "Красной устрицы" к "Отгадке" и обратно, -милостиво объяснила киса.
    Помогла, называется. Опять на "Опытах" Монтеня лежала! Как на какой книге или журнале полежит, так и шпарит потом оттуда цитатами. Недавно на "Стереолюбе" лежала, так пришлось компьютерного переводчика покупать. Не кошка, а разорение. Пикшу ест по 2$ за кило.
    - Не быть жадным - уже есть богатство, не быть расточительным — доход, — съязвила Мара, прочитав мои мысли, а потом безапелляционно добавила
    - Дай пикши!
    - Щассс! Сначала скажи, на чём лежала в последний раз? - вознегодовал я, подавленный кошкиной премудростью.
    - Чего проще. Парадоксы, Марк Туллий Цицерон, - мелодично промурлыкала Мара, нагло облизываясь в предвкушении обеда, и добавила:
    - Когда я лежала на "Звукошопе", тебе не приходилось покупать переводчика. Это была чистая правда, тогда я обошёлся "берушами", что значительно дешевле. Правда и то, что Мара была бита веником, когда моё терпение иссякло после её этакого вокзального объявления:
    "Звучание не восхищает и не удручает... Усилитель не балует глубиной, ни разнообразием красок... Нижний регистр слегка придавлен... щипковым не хватает звонкости... Его могут предпочесть профессиональные музыканты...".
    - Прежде, чем веником бить, надо бы цену знать, — топорща шерсть от неприятных воспоминаний, сказала Мара с укоризной.
    - В обмен на этот усилитель можно 350 кг пикши купить, - подсчитал я, - года на три тебе хватит.
    - А где такой обменный пункт? - как бы незаинтересовано спросила Мара.
    - Тебе, киса, слава Богу, этого не нужно. А вот тем, кто уже этот усилитель купил....
    - А можно я тебя тоже спрошу? Ты за это мою пикшу не съешь? - киса ласково потёрлась о мою руку щекой.
    - Спрашивай, не съем, - добродушно погладил я умную голову кошки.
    - А зачем этих "Звукошопов" так много? Вот лежу я на одном, на другом, на третьем, а разницы не унюхала! Ну, как ты мне пикшу варишь — то потолще, то потоньше. А всё равно — пикша.
    - Ишь, какая прозорливая! Ты вчера пикшу ела? Да! А позавчера? Китикет! А если я буду тебе давать пикшу только, то ты про её великолепный (по сравнению с севрюгой) вкус будешь рассказывать в "Стереолюбе" или "Звукошопе"?...
    Мара не дала мне договорить, встала на мои колени, положив передние лапы мне на плечи, нос к носу и стала быстро - быстро лопотать:
    - Пикша изменит мир к лучшему! Пикша сделана с умом! Пикша - лучший друг кошек!
    - Хватит, хватит! Я не сомневался, "то ты не глупее "стереолюбцев".
    - А читатели?! — язвительно мякнула. Мара.
    - Им же про большую пикшу рассказывают, разрезанную на части: пасть, например, - это транспорт, голова - это DAC, тело - это усилитель, хвост - акустика. Понятно? - со знанием дела объяснил я. - Ясно, но я хвост больше люблю и чтоб он был бо-ольшой. — облизнулась Мара, добавив: — Но, ведь большая пикша никогда не станет даже маленькой севрюгой!
    - Т-с-с! Никому не говори, а то хвост оторвут!
    - А знаешь, я ещё заметила, что часто обсуждают вроде бы большую пикшу, но куски в ней от разных пикш - и от маленьких тоже. И даже от других разных рыб. А потом эти куски в иных сочетаниях обсуждают. И говорят, что каждый из вариантов хороший, а я носом чую, что некоторые уже с душком - простодушно сказала Мара.
    - Нужно нюхать правильные куски. Ты что, не знаешь, что рыба должна быть только первой свежести, — менторски заметил я.
    - Так и говорю, что с душком... - снова было засуетилась кошка.
    - Не все читатели кошки, и не все кошки -читатели! Ясно тебе? - спросил я, туго накрутив хвост Мары на палец. Громко и с обидой мякнув, она устремилась на кухню, откуда пахло вареной пикшей последней свежести. Я пошёл следом за Марой, желая покормить изголодавшегося зверя. Вдруг из-за холодильника появилась хитрая морда и спросила:
    - А почему нигде не пишут, что пикша - это не Hi End?
    - А потому, что нигде не разделяют и севрюгу с осетром, белорыбицей, стерлядью, так что Hi End - Hi Endy тоже рознь, - парировал я.
    - А я слышала, что Hi End может быть дешёвым. - съехидничала кошка, - а севрюга дорогая.
    - Уж не собачка, ли Мушечка тебе это подсказала? Давись своей пикшей. Я не мешаю тебе представлять её осетром. Будут деньги -куплю тебе севрюгу. Когда съешь севрюжатины, тогда и про Hi End рассуждать будешь.
    Мара восторженно прыгнула на холодильник, и вопросила, держа паузы:
    - Разрежем бо-ольшую севрюгу на части! Одну из частей заменим на похожую часть, но от пикши. Что будет в целом? Hi-Fi или Hi End?
    - Будет Hi-Fi с душком Hi Enda, - поразмыслив ответил я.
    - А если кусок севрюги добавить в разрезанную пикшу? Что будет?
    - Будет Hi-Fi без душка, - твёрдо ответил я. Тут киса задумалась, положив голову на лапы, и сказала:
    - Так, значит, чем меньше кусок пикши мы добавляем в разрезанную севрюгу, тем больше душка от Hi Enda? - Молодец, киса! Дух Hi Enda тем сильнее, чем от лучшей рыбы добавляется кусок, - сказал я, раскладывая для кисы пикшу на блюдце, -но добавляется обязательно к севрюге!
    - Тогда чего же в "Звукошопе" раскладывают: кусок минтая, кусок кильки, кусок мойвы, а пахнет, говорят, Hi EndoM, правда, дешёвым? Ведь если каждый из этих кусков порознь положить среди севрюги, то по величине запаха Hi Enda можно судить, какая рыба лучше! Так ведь понятнее всем.
    - Ты честно заработала свою пикшу! Не говори только Мушечке, а то она перестанет есть рыбные салаты а ля Hi End и захочет лопать только севрюгу! — прошептал я мудрой кошке. Но прыткая киса решила оставить последнее слово за собой:
    - Съест-то, она съест....
    (продолжение следует)
    Alter Ego