THE ONKEN ENCLOSURE
Sound Practices, Summer 1993

      Мне удалось послушать "малый Onken" в Москве гораздо позднее получения на руки SP со статьей об этих легендарных колонках. Вместо Altec работали наши 4А-32 с магнитами ЮНДК 35ТБА (в народе - Альнико). Сказать, что был убит - мало, как только достану (куплю) бакелизированную фанеру, 20 мм толщины, затею строительство таких же, пусть выгоняют из дому. А. Б.

      "Onken" - имя, не употребляемое повседневно среди западных аудиофилов. Для тех же, кто знает, о чем идет речь, это имя стоит в ряду рафинированных произведений современного audio. Несмотря на их малую распространенность и огромную цену, головки и ящики Onken среди немногих, имеющих статус культовых во всем мире.
      Основатель компании Eijiro Koizumi ввел прекрасно сработанные динамики на рынок Японии в начале семидесятых. И оформление и головки были разработаны в консультации с профессором акустики Токийского Университета, весьма почитаемого японскими аудиофилами. И в отличие от многих изделий японской экзотики, практически не ведомой никому дальше островов, Onken обладает счастливой судьбой и международной известностью.
      Молодой франкояпонский инженер и журналист Жан Хирага (Jean Hiraga) стал проводником этой популярности. Он писал для французского аудиожурнала Revue du Son и в 1977 году организовал журнал для любителей поделать своими руками - L'Audiophile.
      Хирага жил и работал в Японии, как раз во время блистательного явления Onken и задачей его стало наведение моста между аийюкультурами Японии и Франции.
      В одном из первых номеров L'Audiophile опубликовал оформление НЧ громкоговорителя Onken, в свою очередь заимствованное от Jensen 1938 года. Этот журнальный материал явился ответом на вопросы читателей о том, что же применить совместно с высококачественным СЧ рупором. Для многих независимых экспериментаторов поиск подходящей СЧ системы оказался действительно непростой задачей и Хирага предложил французам решение. На основании многочисленных опытов прослушивания, L'Audiophile рекомендовал Altec 416-8B, как возможную замену чрезвычайно редкому и дорогому 15" (дюймовому) низкочастотнику в классическом ящике Onken* (См. Рис.)

      А уже в сентябре 82-го журнал публикует чертеж на ящик меньших размеров, спроектированный Koizumi еще в 1976-м. Это оформление становится очень популярным в Европе, равно как в свое время в Японии, главным образом, благодаря уменьшенным габаритам, большей свободе при установке в помещении и простоте настройки фазоинверсных каналов на резонанс. Ящик получил ласковое, типично французское имя - "Petit Onken" (вроде Малыш Onken по-русски), в Японии его называют "IP Ultra-Bass". В громкоговорителе французской версии, использована 12"-я головка Altec 414-8B. Измерения и прослушивания выявили хорошее подобие "малыша" с его старшим братом.

      В 80-е известная фирма-производитель динамиков Focal рекомендовала оформление обоих Onken для некоторых своих низкочастотных головок, в частности для знаменитого 10С01. Собственный bassbox Focal с названием "Onkenmahul" отличался тем, что имел фазоинверсные отверстия по всем четырем сторонам, в отличии от классики, по одной стороне. Уникальная "яйцеголовая" двухполосная система Focal'a "Egg" использовала ящик "Onkenmahul" для воспроизведения НЧ диапазона.
      Благодаря публикациям чертежей "Onken" в L'Audiophile продвинутые любители строят акустику для себя и по заказу платежеспособной аудиоэлиты. И, как водится в таких проектах, выбор материалов является очень критичным. Здесь, в самом деле, очень мало эквивалентов тому качеству, с которым сделан оригинальный Onken. В японской версии применяется дюймовая фанера с экзотической обработкой и тщательно отчесанной длинноволокнистой шерстью для демпфирования. В статьях L'Audiophile рекомендуется применение фанеры, применяемой в судостроении, также толщиной в 1 дюйм и особое внимание к факту, что шерсть с длинным волосом - лучший выбор.
      Если вы решились на создание Onken, то вопросы внешнего оформления - дело вашего выбора, Но думается, что все возможные приемы были испытаны японцами и французами. Посему, совет журнала - не выделываться по пусту, выглядит очень уместным. Среди прочего, совет - устанавливайте динамик на внутренней стороне передней панели, не следуйте слепо обычной аудиофильской практике - крепить динамик снаружи.
      Onken известен своим естественным, хорошо артикулированным и детальным басом. Хотя известно немало МЧ систем с более глубоким басом, а НЧ рупоры имеют больший напор и энергию, акустика Onken побеждает деликатностью и изяществом звучания. В отношении преемственности от Jensen и странной мистики при столь очевидной, казалось бы, конструкции, можно ответить одно: акустика Onken являет собой отдельный класс среди современных громкоговорителей.
     

      ОТ РЕДАКЦИИ
      Что здесь скажешь? "No comments", как выдохнули бы англичане, глядя на поверженного быка в корриде. Вот и мы "в тщеславном недоумении", как выразился бы русский писатель В. Ерофеев.
BECTHИK A.P.A.