КОНТАКТНО -РЕЗИСТОРНЬЙ КОММУТАТОР ВХОДОВ

Д.Андронников

Молод, дерзок, но уже закален в звуковых боях. В 1992 г. закончил ЛИАП (Ленинградский Институт Авиационного Приборостроения) - кузницу звуковых кадров Петербурга. С первого года жизни держит в руках паяльник. Хочет сам разработать и создать собственную мощную лампу - ищет спонсора. Родной язык - английский. Знает, как по-японски произносится слово лампа - SHIN KU KAN.

При проектировании усилительной аппаратуры высокого качества, оказывающей минимальное влияние на звуковой сигнал, разработчики зачастую сталкиваются с необходимостью тщательного отбора и проверки схемных решений каждого узла устройства. До недавнего времени такой узел как входной коммутатор, не привлекал особого внимания конструкторов, считаясь второстепенным с точки зрения качества звучания. Однако, на самом деле коммутатор может существенно чхудшить звучание всего аппара-та если при его проектировании и изготовлении не будет принято мер по обеспечению линейности и надежности контактов.
    трехвходовой коммутатор с контактами в цепи сигнала Опыт разработки усилительной техники привел меня к выводу, что коммутаторы с последовательным включением контакта (электронные ключи в данном аспекте не рассматриваются, как неприемлемые с точки зрения вносимых искажений и помех при коммутации) могут в значительной мере повлиять на звуковой сигнал (к сожалению только в худшую сторону). Попробуем определить из-за чего же может возникнуть такой эффект. Для этого обратимся к типовой схеме трех-входового контактного коммутатора, представленной на рис.1. Звуковой сигнал с выхода источника через один из контактов К1-КЗ проходит на вход усилительного элемента. Собственно контакт в замкнутом состоянии является весьма сложной электрической цепью, содержащей как линейные - контактное сопротивление, RK так и нелинейные - вентильное сопротивление RV компоненты.
    Переходное контактное сопротивление RK - величина весьма нестабильная. Она зависит от силы прижима контактов и площади их соприкосновения, материала и химического состояния поверхностей, температуры и влажности - и может произвольно изменяться в широких пределах (от десятых долей ома до сотен ом). Особенно велики эти изменения, если проходящий через контакты ток очень мал (что обычно и имеет место в коммутаторе входов). Скорость изменения RK может быть как низкой (малые многочасовые флуктуации), так и высокой ( резкие изменения за время порядка десятков миллисекунд).
    Практически в любом контакте в замкнутом состоянии (в большей степени это относится к контактам на основе меди, серебра, марганца и их сплавов, в меньшей - к золотым, иридиевым, рениевым) существуют паразитные диодные структуры, возникающие из-за окисной пленки или загрязнений, которые зачастую обладают полупроводниковыми свойствами (в 20-е годы этот эффект использовали радиолюбители, собиравшие приемники на основе детекторных элементов из свинца, меди, сурьмы и т.п.). Эти паразитные "диоды" имеют сопротивление в прямом направлении порядка нескольких килоом а в обратном -несколько сотен килоом и включены параллельно сопротивлению RK, образуя нелинейную компоненту RV. Она нелинейно зависит от величины и направления протекающего тока.
    Таким образом, сигнал через контакт имеет два пути распространения - через сопротивление RK - линейное, нестационарное, и RV - нелинейное, нестационарное, значительное по величине. Не углубляясь в теорию, следует сказать, что, кроме основных, указанных нами источников помех и искажений, существуют и другие, в частности термо-ЭДС контактов и контактная разность потенциалов, но их влияние на звуковой сигнал проявляется в меньшей степени - поэтому ограничимся только констатацией факта существования этих эффектов.
    трехвходовой контактно-резисторный коммутатор  Значительно ослабить вредное влияние контактов на сигнал можно, применив другую схему коммутации, приведенную на рис.2. При таком построении схемы неиспользуемые входы замыкаются контактами на общий провод , а используемый отключается от него. Сигнал с выхода выбранного источника проходит только через резисторы, искажения и шумы которых значительно (в 10 - 1000 раз) меньше, чем у контактов.
    Сравнение звучания двух схем усилителя с коммутатором по схеме рис.2 с таким же, но с коммутатором по схеме рис.1 на различных музыкальных программах выявило существенные преимущества резисторно-контактного коммутатора. Оно проявилось в лучшей проработке динамики сигнала, отчетливости и слитности музыкальных деталей, свободе звучания.
    К сожалению подобный коммутатор имеет некоторые недостатки - это небольшое входное сопротивление и малый коэффициент передачи. Для трехвходового коммутатора эти величины составляют
    (при R1=R2=R3=RX и R4=R5=R6=RY и Rвх.ус>>RX , RY ):
    RBx=RX+3/2RY
    K=( 1/2RY ) / ( 3/2RY+RX )
    А для четырехвходового при таких же условиях
    RBx=RX+4/3RY
    K=( 1/3RY ) / ( 4/3RY+RX )
    В общем случае для N-входового коммутатора можно получить.
    RBx=RX + ( N/(N-1))RY
    K=[(1/(N-1))RY ] / [(N/(N-1))RY +RX )]
    Несколько слов о выборе величин RX и RY. He рекомендуется выбирать RX>RY из-за значительного уменьшения коэффициента передачи. Оптимальное значение RY лежит в пределах RX Ј RY Ј 3RX
    При таком выборе достигается определенный компромисс между величиной сопротивления в цепи сигнала и снижением коэффициента передачи. Численные значения сопротивлений следует брать минимально возможными с целью уменьшения их теплового шума, но разумеется, не ниже допустимого значения сопротивления нагрузки источников сигнала.
    Из-за существенного ослабления сигнала данную схему не следует применять в пассивном коммутаторе с L-аттенюатором. Напротив, в активном предварительном усилителе применение такого коммутатора в сочетании с L-аттенюатором целесообразно и оправдано. К примеру, если общий коэффициент передачи коммутатора и аттенюатора составляет в режиме наименьшего ослабления (т.е. максимальной громкости) -18дБ, а усиление линейного каскада 28-ЗОдБ, то общий коэффициент передачи усилителя по линейному входу составит 10-12дБ, что является величиной, близкой к общепринятым значениям.
    В качестве примера на рис.3 (см. на след, стр.) приведена схема коммутатора и линейного усилительного каскада, длительное время используемая мною в собственном предварительном усилителе. Если у вас проснется интерес и желание сделать такой же, знайте, что наибольшее влияние на звук оказывают следующие элементы: R1-R9, R11, С2 и СЗ. Для получения наилучших результатов повыбирайте из разных резисторов и конденсаторов, пока не остановитесь на тех, звучание которых вам более всего по душе. В данном случае лучшим советчиком и консультантом может быть только ваш собственный вкус. С целью снижения фона до минимальных значений напряжение анодного питания следует стабилизировать, а цепи накала питать от выпрямителя с емкостью фильтра не менее 10000 мкФ.

Входной каскад высококачественного предварительного усилителя